16+

Версия сайта для слабовидящих

Музей санитарно-эпидемиологической службыПроведем аттестацию рабочих мест!О проведении семинаров для индивидуальных предпринимателей по вопросам защиты прав потребителейПоможем внедрить HACCP на производстве! Наш журнал - Санитарно-эпидемиологический вестник (СЭВ)Федеральный центр гигиены и эпидемиологииФедеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекаУправление Роспотребнадзора по Липецкой области

Требования законодательства к проведению специальной оценки условий труда

Одним из актуальных вопросов в области охраны труда является проведение специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями ФЗ-426 от 28.12.2013г. «О проведении специальной оценки условий труда» (далее ФЗ-426).

Соответствие требований законодательства к проводимым мероприятиям напрямую влияет на объективность оценки условий труда работников и соответственно назначение им компенсаций за вредные условия труда.

Новая методика оценки условий труда имеет ряд отличительных особенностей от порядка проведения аттестации рабочих мест, проводимой до вступления в силу ФЗ-426, что может вызвать конфликт интересов между работниками и работодателями. Именно поэтому необходимо перед проведением данного мероприятия ознакомиться с требованиями законодательства перед началом проведения данных работ.

Услуги по проведению специальной оценки условий труда по качеству и безопасности должны соответствовать условиям Договора по проведению специальной оценки условий труда, требованиям действующего законодательства РФ, предъявляемым к услугам соответствующего рода, или актам законодательства к качеству, безопасности услуг (в том числе санитарных норм и правил, в части не противоречащей действующему законодательству РФ), установленным:

  • Федеральным законом от 30.12.2001г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс РФ»;
  • Федеральным законом от.28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
  • Федеральным законом от.28.12.2013г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона «О специальной оценке условий труда»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации №599 от 30.06.2014г. «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда»;
  • Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010г. №205-н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»;
  • Федеральным законом от 28.12.2013г №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»
  • Приказом Госстандарта РФ от 18.07.1994г. №125 «Об утверждении порядка проведения проверки средств измерений»;
  • Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014г. №33н «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»;
  • Приказом Минтруда РФ от 20.01. 2015 года № 24н « О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда и Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н.

Лабораторно-инструментальные исследования, измерения вредных производственных факторов и их оценка должны производиться Исполнителем в присутствии Заказчика.

Предусмотренная ФЗ-426, а также действующим законодательством в области охраны труда и других государственных нормативных документов оценка условий труда должна определяться следующими критериями:

  • полнотой выявления имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов рабочей среды (физические, химические, биологические факторы) и трудового процесса (тяжесть и напряженность труда);
  • использованием технической, организационно-распорядительной документации, сертификатов соответствия на сырье, материалы, оборудование и т.п.;
  • проведением инструментальных измерений уровней производственных факторов при ведении производственных процессов в соответствии с технологической документацией при исправных и эффективно действующих средствах коллективной защиты;

  • использование методов контроля и средств измерения, предусмотренных действующими нормативными актами;
  • использованием для проведения измерений факторов условий труда средств измерений, прошедших государственную метрологическую поверку в установленные сроки;
  • правильным оформлением инструментальных замеров протоколами в соответствии с требованиями актуализированной нормативной документации, определяющей порядок проведения измерений тех или иных факторов. Замеры и оценка шумового фактора должна производиться в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9612-2013 «Измерения шума для оценки его воздействия на человека», что должно быть внесено в область аккредитации ИЛЦ;
  • правильностью оценки условий труда по каждому фактору (класс условий труда) с учетом, расположения рабочего места в нескольких зонах (помещениях, участках, на открытой территории и т.п.), продолжительности воздействия каждого фактора (по результатам хронометража).

Испытательный лабораторный центр должен быть аккредитован в Национальной системе Росаккредитации не ранее 2013 года, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»

При оказании услуг Исполнителем должен соблюдаться режим работы, установленный в подразделениях Заказчика.

Все услуги должны оказываться Исполнителем в строгом соответствии с требованиями охраны труда, пожарной безопасности. Ответственность за соблюдение этих требований возлагается на Исполнителя.

При проведении необходимых измерений Исполнителем должны использоваться средства измерений, прошедшие государственную поверку, что должно быть подтверждено Свидетельством.

Результаты проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - информационная система учета). Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

В связи с этим организации и предприятия в пятидневный срок после утверждения отчета по СОУТ должны передать его в организацию, проводящую специальную оценку условий труда для передачи в информационную систему учета.

 

Информация