16+

Версия сайта для слабовидящих

Клещей бояться - в лес не ходить? Защитись от клещей! Исследования опасных и природно-очаговых заболеваний.
Оценка профессиональных рисков
Проведем аттестацию рабочих мест!
Профилактика гриппа и короновирусной инфекции
ЛИЧНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ КНИЖКИ
Дистанционное гигиеническое обучение
Номер Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8 (800) 555-49-43
О проведении семинаров для индивидуальных предпринимателей по вопросам защиты прав потребителей
Поможем внедрить HACCP на производстве!
Школа иммунопрофилактики
Наш журнал - Санитарно-эпидемиологический вестник (СЭВ)
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Управление Роспотребнадзора по Липецкой области







Энциклопедия потребителя

Памятка для потребителя. Потребительский кредит и дополнительные услуги. Что нужно знать?

На сегодняшний день самыми востребованными кредитными продуктами у граждан остаются потребительские кредиты. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования.

Важно! В процессе потребительского кредитования банки часто навязывают клиентам дополнительные услуги. Таким образом, повышение стоимости займа происходит не только вследствие выплачиваемых процентов, но и за счет оплаты необязательных опций.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Зачастую дополнительные платные услуги навязываются кредитными организациями путем включения в договор условий, ущемляющих права потребителей, при этом обосновывают это тем, что данные услуги являются обязательными и отказ от них невозможен.

Наиболее распространенными являются следующие дополнительные платные услуги, навязываемые заемщику:

  • навязывание заемщику платной услуги по подключению к Программе страхования жизни и здоровья без его согласия;
  • навязывание конкретной страховой организации, не предоставляя выбора между несколькими;
  • обуславливание кредитования обязательным открытием банковского счета, в настоящее время распространено заключение так называемых «договоров комплексного обслуживания»;
  • навязывание услуг по смс-уведомлению заемщика о поступлении платежа по кредитному договору и другие.

Право потребителя:

При оказании потребителю дополнительных платных услуг, он вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены – вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор услуг, возмещаются кредитной организацией в полном объеме.

В целях отказа от дополнительной платной услуги потребителю рекомендуется обратиться в кредитную организацию с письменным заявлением об отказе от дополнительной платной услуги и возврате уплаченных за неё денежных средств.

Если дополнительная услуга касается страхования, то отказ от услуги нужно совершить в так называемый «период охлаждения» 14-дневный срок с момента заключения договора. Это правило действует на основании указания Банка России от 21.08.2017 № 4500-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования». Иногда страховые организации увеличивают срок для отказа, включая это условие в договор страхования. Это правило действует, только если вы заключали договор как физическое лицо (не как организация) и покупали услугу добровольного страхования.

К ним относятся чаще всего:

Страхование жизни;

Страхование от несчастных случаев и болезней;

Страхование имущества;

Гражданская ответственность за причинение вреда;

Cтрахование транспорта (КАСКО) и ответственности владельцев транспорта;

Добровольное медицинское страхование (ДМС);

Страхование финансовых рисков.

Возможные риски:

Будьте внимательны, если вы хотите отказаться от дополнительного страхования жизни, которое часто предлагают вместе с ипотечным кредитом, или от полиса КАСКО в дополнение к кредиту на автомобиль. С помощью такой страховки банк снижает свои риски, и это дает ему возможность предложить вам более выгодные условия кредитования (ниже процентную ставку). Поэтому в вашем договоре может быть закреплено, что в случае отказа от дополнительного страхования даже по «периоду охлаждения» вырастет процентная ставка по кредиту или договор даже могут расторгнуть в судебном порядке.

ВНИМАНИЕ! Нельзя отказаться от следующих страховок:

  • Нельзя отказаться от страховки, которую вы приобретаете для путешествия в другую страну, чтобы покрыть возможные медицинские расходы.
  • Нельзя вернуть деньги за отказ от «Зеленой карты». Для этого полиса действуют свои условия расторжения — поэтому внимательно читайте договор.
  • Договор не расторгается, если без этого вида страховки вас не допустят к работе по профессии (аудитор, нотариус и другие).
  • Вы не можете отказаться от медицинской страховки по «периоду охлаждения», если у вас нет российского гражданства, и вы заключили договор медицинского страхования, чтобы получить разрешение на работу или патент.

"Период охлаждения" для дополнительных услуг, кроме страхования.

(Внесенные изменения Федеральными законами от 2 июля 2021 г. № 327-ФЗ, № 328-ФЗ и № 329-ФЗ в Закон о потребительском кредите в 2021 году).

Закон о потребительском кредите дополнен положениями, предусматривающими, что в тех случаях, когда при предоставлении кредита заемщику за отдельную плату предлагается любая дополнительная услуга (кроме страхования), оказываемая кредитной организацией или третьим лицом, условия оказания такой услуги должны предусматривать право потребителя отказаться от нее в течение 14 календарных дней со дня выражения потребителя согласия на ее оказание. В случае отказа потребителя от услуги ему должны быть возвращены уплаченные за нее денежные средства за вычетом стоимости фактически оказанной части услуги.

Заявление потребителя об отказе от услуги и возврате денежных средств направляется оказывающему ее лицу и подлежит рассмотрению в течение 7 рабочих дней.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Если услуга оказывается третьим лицом и последнее не исполняет обязанность по возврату уплаченных потребителем денежных средств, потребитель вправе требовать их возврата от кредитной организации.

Данная норма не распространяется на случаи приобретения заемщиком за дополнительную плату услуг по страхованию.

Кредиторам запрещено заранее проставлять в документах, оформляемых при предоставлении кредита, отметки о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг.

Перечисленные изменения вступают в силу 30 декабря 2021 г.

Предусмотрен также ряд других изменений. В частности, с 3 июля 2022 полную стоимость потребительского кредита (займа) в процентах годовых нужно будет указывать в договоре с точностью до третьего знака после запятой.

Кроме того, скорректированы условия предоставления ипотечных каникул. Так, к трудной жизненной ситуации, при наличии которой заемщик вправе требовать предоставления каникул, отнесено прекращение трудового договора или служебного контракта у гражданина, которому назначена страховая пенсия по старости. В число документов, свидетельствующих о нахождении заемщика в трудной жизненной ситуации, включены документы, подтверждающие доходы самозанятых граждан и лиц, обладающих статусом индивидуального предпринимателя.

Данные изменения вступили в силу 2 июля 2021 г.

Если Вам требуется консультация, Вы можете обратиться в Консультационный центр по защите прав потребителей.

На базе Консультационного центра осуществляется также оказание услуг по составлению претензий, жалоб, исковых заявлений, приведению независимых экспертиз.

Центр находится по адресу Липецкая обл., г. Липецк, ул. Октябрьская, д. 80 А. тел. +7 (4742) 74 06 00, 77-04-13, 74-06-08.