16+

Версия сайта для слабовидящих

Внимание грипп, коронавирусная инфекция
Профилактика гриппа и короновирусной инфекции
Победа! 75 лет!
Проведем аттестацию рабочих мест!
Школа иммунопрофилактики
Поможем внедрить HACCP на производстве!
О проведении семинаров для индивидуальных предпринимателей по вопросам защиты прав потребителей
Номер Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8 (800) 555-49-43
Наш журнал - Санитарно-эпидемиологический вестник (СЭВ)
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Управление Роспотребнадзора по Липецкой области
ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора

Энциклопедия потребителя

Памятка для потребителя. Приобретение товара на распродажах.

Памятка для потребителя. Приобретение товара на распродажах.

Распродажа - реализация какого-либо товара по сниженным ценам; организованный процесс снижения цен на товары разных категорий, целью которого является освобождение складcких и торговых площадей для поступления нового товара. Также зачастую происходит при закрытии/ликвидации торгового заведения.

Формально распродажей можно считать любое снижение цен на товар надлежащего качества. Однако настоящий распродажный бум случается дважды в год – в январе и в июле-августе.

Впервые распродажи возникли в европейских странах в конце 18 века, а в России – с середины 19 века. Их основной целью в то время был именно сбыт залежавшегося товара. В настоящее время большинство распродаж организуется с той же целью. Как показывает практика, в магазине одежды после завоза сезонной коллекции остаётся до 30% нереализованного товара. Его можно попытаться продать через год, немного снизив цены. Однако в этом случае расходы на хранение товара будут довольно большими. Кроме того, нереализованный товар – это изъятые из оборота магазина денежные средства. По этой причине гораздо выгоднее продать товар по себестоимости, то есть со скидкой в 50, 70 и даже 100%, чем ждать следующего сезона. Так чаще всего и поступают дорогие магазины, которые устанавливают норму прибыли до 100%. Та прибыль, которую они получают за сезон, вполне достаточно, чтобы в следующем сезоне позволить себе распродажу.

 

Какими приемами пользуются магазины, устраивая распродажи?!

Завышенные цены.

Нередки случаи, когда за месяц-полтора до начала распродажи магазин повышает цены, а потом, с учетом распродажной скидки, вам предоставляется «уникальная супервыгодная возможность» приобрести вещь по ее нормальной первоначальной цене.

Мало кто дает себе труд походить по магазинам заранее, присмотреть нужную вещь, запомнить порядок цен. И в итоге расплачивается за это из собственного кошелька, не сэкономив ни копейки. К слову, в Париже, например, распродажи регулируются особым законом, и за такие приемчики владелец магазина будет наказан серьезным штрафом.

Распродажа товара, которого нет или который закончился.

Продавцы заманивают в свои магазины и отделы покупателей красивыми вывесками и акционными плакатами о больших скидках. А на деле товара нет или он уже закончился. Вы пришли в магазин с большой суммой денег, вероятно, вы уже не удержитесь от того, чтобы что-нибудь не купить, по цене, которая ничем не отличается от цены магазинов-конкурентов.

Ликвидация товара.

Существует такое понятие «выйти из бизнеса». Распродажа-ликвидация в таких случаях действительно применяется, чтобы освободить помещение, закрыть документы. В подобных отделах можно купить товар за бесценок. Однако, распродажа-ликвидация - может оказаться уловкой продавца, чтобы заманить доверчивого покупателя. Так называемые «ликвидации» проходят наравне с сезонными скидками. А после такой распродажи, как правило, отдел работает, как ни в чем не бывало, на том же месте.

Скидка или уценка на продукты питания?

Если продукт питания предложен со скидкой, следует внимательно изучить его со всех сторон: не нарушены ли условия хранения, срок реализации, внешний вид товара и запах. Известно, что продукты питания быстро портятся. С формальной точки зрения на товары, которые вот-вот пора будет снимать с полок, должна объявляться уценка, а не распродажа. Крупные торговые сети могут объявлять скидки на определенные группы продуктов именно потому, что они крупные, и они могут диктовать закупочные цены поставщикам. Кроме того, им это выгодно, потому что, приобретая продукты со скидкой, покупатель дополнительно тут же выбирает что-то еще. В итоге для продуктового магазина не столь значительна стоимость определенного товара, как важен приток покупателей, оборот продуктов и средняя стоимость потребительской корзины.

Третья вещь в подарок.

Распродажи могут проходить не только путем простого снижения цен на все или некоторые виды товаров, но и в виде различных акций. Например, покупателям предлагается приобрести три вещи по цене двух. Часто в чеке эта операция отражается как распределение стоимости третьего товара в качестве скидки на все товары. В этом случае все товары имеют цену. Но бывает и так, что третий товар не имеет цены и достается покупателю «бесплатно». И часто при возникновении недостатков в этом «третьем» товаре продавцы не принимают по нему претензии, т.к. товар был «в подарок». Однако это не так. Определение договора дарения дано в ст. 572 ГК РФ. Им является безвозмездная передача товара в собственность покупателя, не обусловленная выполнением им каких-либо встречных обязательств. При продаже товаров по схеме «Три по цене двух» безвозмездная передача третьего товара покупателю осуществляется только при условии выполнения им встречного обязательства — приобретения двух других товаров. Поэтому такая передача не может рассматриваться как дарение. Заплатив за товар в розничном магазине, покупатель тем самым заключает с ним договор розничной купли-продажи (ст. 493 ГК РФ). В обмен на полученные деньги магазин должен передать покупателю то количество товара, которое он оплатил исходя из цены, объявленной продавцом в момент заключения догово­ра розничной купли-продажи (п. 1 ст. 492, п. 1 ст. 500 ГК РФ). В рамках акции «Три по цене двух» покупатель за переданные продавцу деньги получает три товара. Таким образом, передача третьего товара осуществляется в рамках договора розничной купли-продажи, и к его передаче должны применяться правила, установленные § 2 главы 30 ГК РФ.

Вышеуказанные разъяснения также имеют отношение к схеме «купи определенный товар и получи подарок». Такой вариант распродажи часто применяется в магазинах бытовой техники. Например, купив холодильник определенной марки, покупатель вместе с ним получает в подарок микроволновку, а при покупке телевизора — фен. Возможен и другой вариант, когда покупателю предоставляется подарок в том случае, когда он приобрел товары на определенную сумму.

Товар в обмен на наклейки.

Указанная схема так же имеет прямое отношение к распродажам и широко распространена в сетевых супермаркетах. Суть ее заключается в следующем. Наклейка выдается покупателю за определенную сумму совершенной им покупки. Например, одна наклейка вручается за сумму покупки, равную 300 руб. Если сумма покупки составила 600 руб. — покупатель получает две наклейки и т. д., то есть чем больше стоимость покупки, тем больше наклеек. В дальнейшем, накопив определенное число наклеек, покупатель может обменять их на товары, участвующие в акции. Каждому из них соответствует определенное число наклеек. Обычно указывается количество наклеек, позволяющих приобрести товар бесплатно, и количество наклеек, необходимое для приобретения этого товара с небольшой доплатой. Так же как и в вышеперечисленных вариантах распродаж, никакого дарения при обмене товара на наклейки не происходит. Ведь покупатель для бесплатного получения товара должен выполнить определенные встречные действия — приобрести товар и собрать необходимое число наклеек.

Распродажа с целью «переманить клиента».

Учитывая жёсткую конкуренцию в некоторых сферах, как, например, торговля бытовой техникой, многие магазины не могут устанавливать 100% наценку. В таких случаях распродажи носят характер периодически акций, когда небольшая скидка устанавливается на определённые группы товаров. Помимо этого, для установления на ограниченный период цен ниже рыночных, такие компании чаще всего договариваются с поставщиками. Необходимо отметить, что в данном случае сама цель распродажи сильно меняется. Это уже не попытка сбыть залежавшийся товар по себестоимости, но продуманные акции конкурентной борьбы за привлечение клиентов. В этом случае обоюдную выгоду получает и магазин и покупатель: магазин получил прибыль за счет товарооборота, а покупатель получил желаемый товар дешевле обычной стоимости.

 

Как законодательно регулируются распродажи?!

Подпунк­том 8 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлено, что хозяйствующие субъекты при организации торговой деятельности и ее осуществлении самостоятельно определяют цены на продаваемые товары. Договор розничной купли-продажи заключается с покупателем в момент выдачи ему кассового (товарного) чека или иного до­кумен­та, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ). Оплатить товар покупатель обязан по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи (п. 1 ст. 500 ГК РФ). Таким образом, с точки зрения гражданского законодательства реализация магазином товаров по сниженной цене является обычной розничной продажей, ничем не отличающейся от ранее проводившихся продаж.

В настоящее время ситуацию с распродажами в России пытаются изменить. На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, которым предлагает внести изменения в Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон № 2300-I) и в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"(далее – Закон № 381-ФЗ). Законопроект включен в примерную программу Государственной Думы на май 2020 года.

Так, в п. 1 ст. 8 Закона № 2300-I планируется ввести норму о праве потребителя знать, помимо информации об изготовителе товара, продавце, режиме его работы и реализуемом товаре, еще и об исходной цене товара, которая не должна превышать среднюю за шесть месяцев, предшествующих дате начала распродажи, цену на данный товар в торговом объекте. Средняя цена товара будет рассчитываться по установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти методике.

Закон № 381-ФЗ предусматривается дополнить положениями, раскрывающими понятия распродажи товаров, исходной и итоговой цен на товары, а также нормами, устанавливающими требования к проведению распродажи товаров. В частности, требования к распродаже товаров включают в себя обязанность продавца в наглядной и доступной форме довести до потребителей следующую информацию:

уникальное наименование и доступное для приобретения количество товара, в отношении которого проводится распродажа;

точные сроки и причину проведения распродажи;

исходную цену на товар, от которой исчисляется скидка.

размер предоставляемой скидки (должен быть указан в виде фиксированной суммы и процента, на которые снижается исходная цена на товар);

специальные условия предоставления скидки;

итоговую цену на товар, по которой он может быть приобретен с учетом предоставленной скидки. Если итоговая цена на товар определяется несколькими специальными условиями предоставления скидки, до потребителя должна быть доведена каждая такая цена с соблюдением каждого специального условия.

Кроме того, предлагается ввести запрет на размещение в торговом объекте информации, вводящей потребителей в заблуждение о реализации товара по сниженным ценам.

 

А пока законопроект не принят, нужно руководствоваться действующими нормами законодательства.

  • Товары, реализуемые на распродажах, должны быть надлежащего качества, пригодными для целей для которых товар такого рода обычно используется.
  • На товары, приобретенные на распродаже, распространяется правило установленное статьей 25 закона РФ «О защите прав потребителей»: товар можно обменять в течение 14 дней не считая дня покупки, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Исключение товары из перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, утв. Постановлением Правительства №55 от 19.01.1998г.
  • В случае приобретения товара ненадлежащего качества потребитель имеет право: на безвозмездное устранение недостатка, замену товара на такую же модель или другую с перерасчетом покупной цены, возмещение стоимости устранения недостатка, возврат денег (ст. 18 закон о защите прав потребителей»).