16+

Версия сайта для слабовидящих

Клещей бояться - в лес не ходить? Защитись от клещей! Исследования опасных и природно-очаговых заболеваний.
Проведем аттестацию рабочих мест!
Оценка профессиональных рисков
Профилактика гриппа и короновирусной инфекции
ЛИЧНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ КНИЖКИ
Дистанционное гигиеническое обучение
Школа иммунопрофилактики
Номер Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8 (800) 555-49-43
О проведении семинаров для индивидуальных предпринимателей по вопросам защиты прав потребителей
Поможем внедрить HACCP на производстве!
Наш журнал - Санитарно-эпидемиологический вестник (СЭВ)
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Управление Роспотребнадзора по Липецкой области

Результаты анкетирования, посвященного 100-летию образования санитарно-эпидемиологической службы

 

Дата 15 сентября 1922 года – день рождения санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. В год 100-летия образования санитарно-эпидемиологической службы Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» проведено анкетирование, целью которого было определить уровень осведомленности молодежи о работе санитарно-эпидемиологической службы, профилактике заболеваемости населения и защите прав потребителей.

Анкетирование проведено в г. Липецке среди учащихся (119 человек) старшего звена средних школ, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов, а так же студентов медицинского колледжа.

Школьникам предлагалось ответить на вопросы по теме: «Что вы знаете о санитарной службе?». Так, 107 (90%) респондентов ответили, что в санэпидслужбе работают врачи, 11 (9,2%) – ветеринары, 2 (1,7%) – учителя. Интересно, что на аналогичный вопрос «где получают образование будущие специалисты санитарно-эпидемиологической службы?» большинство анкетируемых ответили также – медицинский ВУЗ (98 человек, 83%), но вместе с тем, 10 человек (8%) ответили – педагогический, 6 (5%) – политехнический, 5 (4%) – сельско-хозяйственный.

83 учащихся (70%) считают, что решение о создании санитарно-эпидемиологических станций принято для проведения профилактического (предупредительного) санитарного надзора, результаты которого помогут снизить смертность населения и инфекционную заболеваемость, 21 человек (18%) – для улучшения качества и безопасности пищевой продукции с целью выхода на мировой торговый рынок. О направлениях работы санитарной службы (гигиена, эпидемиология, лабораторное дело) знают 101 (85%) опрошенных, в том числе о деятельности по соблюдению качества и безопасности продуктов питания (98%).

Практически все опрошенные школьники (95%) знают, что руки нужно мыть перед едой и после прогулки. Возбудителем вирусных заболеваний являются вирусы, отметили 109 человек (91%), но 10 (9%) опрошенных решили, что это бактерии.

На вопрос «Зачем нужны надзорные мероприятия санитарно-эпидемиологического направления?» ответили:

  • для недопущения и профилактики заболевания населения – 80% респондентов;
  • для помощи в решении проблем на проверяемых объектах – 11,7%;

для наказания нарушителя – 10%.

По мнению респондентов Служба помогает хорошо учиться школьникам, в части проведения проверок:

  • качества питания – 65 (55%);
  • качество уборки классов, спортзалов, территории школы – 38 (32%);
  • не допускает излишней предметной нагрузки – 14(12%);
  • не помогают – 2 (1%).

На вопрос: «Какие продукты следует ограничить в питании школьников?», большинство отметили вредные продукты, остальные же выделили полезные, но видимо «нелюбимые» продукты, что конечно не правильно.

Из опрошенных старшеклассников считают, что в соответствии с законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на:

  • общественный контроль за выполнением санитарных правил – 49 человек (41%);
  • благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека – 55 человек (44%);
  • информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке – 45 человек (38%);
  • наложение штрафных санкций на хозяйствующий объект – 3 (2,5%);
  • возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства – 19 человек (15%).

В случае нарушения прав потребителей 102 учащихся (86%) знают, что нужно обратиться в Управление Роспотребнадзора по Липецкой области, 6-ти школьникам (5%) не известно об этом. 81% опрошенных (96 человек) имеют представление, что такое «уголок потребителя», 19% – нет.

Результаты анкетирования показали, что большинство опрошенных учащихся имеют достаточный уровень знаний о санитарно-эпидемиологической службе и ее деятельности, гигиенической грамотности, защите прав потребителей.

Наравне со школьниками анкетирование прошли студенты медицинского колледжа (21 человек), обучающиеся по специальности «медико-профилактическое дело» на базе государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Липецкий медицинский колледж».

Студентам предлагалось ответить на вопросы по теме: «Ваша будущая профессия в санитарной службе». Так, все обучающиеся (100%) считают, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний и проведения социально-гигиенического мониторинга. Из них 17 (81%) студентов дополнительно выбрали меры по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни, а также государственный санитарный надзор, 5 человек (23,8%), включительно, отметили государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование. Четверо студентов (19%) – в качестве одного из вариантов выбрали систему добровольного медицинского страхования (неправильный ответ).

На вопрос «В соответствии с законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на» 20 респондентов (95,2%) выбрали – возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В том числе 15 из них (71,4%) отметили право на информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, 3 человека (14,3%) - общественный контроль за выполнением санитарных правил и 4 (19%) выбрали наложение штрафных санкций (неправильный ответ).

15 учащихся (71,4%) считают, что на территории Российской Федерации действуют санитарные правила единые для всей территории Российской Федерации, 4 человека (19%) - только федеральные и местные, с учетом особенностей гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения, 3 ответа (14,3%) - федеральные и региональные санитарные правила, 2 (9,5%) - федеральные санитарные правила, установленные для конкретной территории. Ответ «региональные санитарные правила» не выбрал никто.

Практически все опрошенные студенты (95,2%) имеют представления о профилактической деятельности. О полномочиях помощника врача-эпидемиолога знают лишь 5 человек (23,8%). В то же время, что на аналогичные вопросы «Может ли помощник санитарного врача или помощник врача эпидемиолога осуществлять отбор (образцов) проб пищевой продукции» и «Может ли помощник санитарного врача проводить лабораторные измерения» правильно ответили 100% и 95,2% соответственно.

При ответе на «Какой раздел гигиены содержит требования, предъявляемые к детским садам и школам» все респонденты (100%) ответили правильно.

Ответы на вопрос «Какое направление деятельности вам больше нравится» распределились следующим образом:

  • проведение лабораторных исследований воды, атмосферного воздуха, почвы, пищевых продуктов и др. – 18 (85,7 %);
  • обследование различных объектов, с целью определения соответствуют они санитарно-эпидемиологическим требованиям или нет – 4 (19%);
  • проведение гигиенического обучения среди населения, с целью формирования здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья – 1 (4,8%);
  • работа с цифровыми технологиями, позволяющими осуществлять сбор, обработку и анализ информации о заболеваемости или состоянии окружающей среды – 0%.

 

Никто из респондентов не дал правильного ответа на вопрос о расположении на территории Липецкой области первого отдела санитарно-эпидемиологической службы. Правильный ответ - г. Лебедянь. Студентами были предложены варианты: г. Грязи – 18 (85,7%), г. Липецк – 3 (14,3%).

5 человек (23,8%) знают, что декрет Совета Народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах Республики», который положил начало образованию санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации издан в 1922 г., а 6 (28,6%), что Всесоюзная государственная санитарная инспекция была организована в 1935 г.

При выборе лишних направлений деятельности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» в 2022 году лишь 3 респондента (14,3%) ответили правильно - ветеринарный контроль. 17 студентов (81%) посчитали, что это защита прав потребителей, 4 ответа (19%) - лабораторные исследования.

Также в ответе на вопрос про внешний контроль деятельности испытательного лабораторного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» и его реализацию правильный ответ дали лишь 3 студента (14,3%).

На вопрос: «Какие направления деятельности санитарной службы вам знакомы» большинство отметили гигиену детей и подростков, гигиену труда, гигиену питания, эпидемиологию (по 20,8%), также выделили социально-гигиенический мониторинг (16,8%).

Все опрошенные студенты колледжа знают, кто является главным санитарным врачом Липецкой области на данный момент, а также, кто является главным санитарным врачом Российской Федерации в настоящее время. Также 100% респондентов ответили правильно на вопрос о ВУЗе, который необходимо закончить для работы врачом по общей гигиене, по эпидемиологии.

Полученные результаты анкетирования студентов медицинского колледжа свидетельствуют о том, что большинство имеют достаточный уровень знаний о санитарно-гигиенической службе, гигиеническом воспитании, профилактической деятельности.

В тоже время в ходе анализа анкет была выявлена недостаточность знаний по профильному образованию, что обусловлено незаконченным курсом по специальности подготовки «медико-профилактическое дело». Таким образом, можно сделать вывод, что возникшие сложности при ответе на данные вопросы связаны с дисциплинами, которые еще не были изучены, но в дальнейшем будут восполнены в ходе получения образования и приобретения практического опыта в работе.