Энциклопедия потребителяПамятка для населения. Особенности торговли изделиями медицинского назначенияВ настоящее время участились обращения граждан в консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» с проблемами на нарушения прав потребителей при продаже изделий медицинского назначения. В связи с этим потребителю следует знать некоторые особенности приобретения изделий медицинского назначения. В первую очередь, необходимо уточнить, что к изделиям медицинского назначения относятся: изделия медицинской техники, включая инструменты, оборудование, приборы и аппараты медицинские, изделия медицинские из резины, текстиля, стекла, полимерных и других материалов, предназначенные для профилактики, диагностики, лечения заболеваний в домашних условиях, а также для реабилитации и ухода за больными; оправы для корригирующих очков и линзы для коррекции зрения; изделия протезно-ортопедические и т.д. Продавец до заключения договора розничной купли-продажи товара, в том числе в момент доставки при продаже изделия дистанционным способом, обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию на русском языке: наименование изделия медицинского назначения
Особенности реализации изделий медицинского назначения. Следует знать, что медицинские изделия подлежат государственной регистрации, которая осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (РОСЗДРАВНАДЗОР), с выдачей регистрационного удостоверения установленного образца (выдается бессрочно). По требованию потребителя продавец обязан сообщить сведения о регистрационном удостоверении, его номер, дата, орган, выдавший удостоверение. По возможности продавец может предоставить надлежащим образом заверенную копию вышеуказанного документа. При продаже медицинских изделий в аптечных пунктах и иных магазинах изделия до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает распаковку, рассортировку и осмотр товара, проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе (поставщике). Предпродажная подготовка изделий медицинской техники включает при необходимости также удаление заводской смазки, проверку комплектности, сборку и наладку. Из обращений граждан чаще всего следует, что реализация указанных медицинских изделий населению производится во временно арендованных офисах, вне стационарных мест торговли по месту проживания граждан (на дому), т.е. в форме разносной торговли, которая осуществляется через систему распространителей (продавцов) или путем заказа по телефону и доставки курьером. Разносная торговля такими видами товаров законодательством не запрещена. Однако, как правило, нарушения при дистанционной продаже изделий медицинского назначения связаны с предоставлением недостоверной и вводящей в заблуждение потребителя информации о товаре, продавце (изготовителе), непредоставлением информации о противопоказаниях для применения, непредоставлением возможности ознакомиться с особенностями применения изделия (проверить работоспособность товара) до заключения договора купли-продажи. Потребитель в такой ситуации не имеет возможности сделать правильный выбор. В результате граждане, чаще всего социально незащищенные (престарелые, инвалиды, имеющие многочисленные заболевания), за довольно крупную сумму денег приобретают товар, использование которого им противопоказано, либо данный приобретенный аппарат не окажет лечебного эффекта в виду пожилого возраста потребителя и наличия у него возрастных хронических заболеваний, либо приобретенный аппарат приводит к ухудшению самочувствия гражданина. При этом во время консультирования по телефону неизвестными лицами, которые представляются докторами, потребителю даются рекомендации по лечению и применению аппарата, не зная о состоянии здоровья потребителя и наличии у него каких-либо заболеваний, что увеличивает риск причинения вреда его здоровью. Также как правило, необходимые документы на эти изделия не соответствуют требованиям законодательства (например, вместо регистрационного удостоверения выдается свидетельство о государственной регистрации). Гражданам следует очень осторожно относится к предложениям, поступающим от сторонних лиц о приобретении подобных изделий. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров…» (далее Правила продажи отдельных видов товаров), при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (разносная торговля) представитель продавца должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца, с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце. При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг. До передачи денег продавцу потребителю следует внимательно изучить паспорт (инструкцию) изделия, в т.ч. сведения о противопоказаниях; потребовать предоставления регистрационного удостоверения на аппарат, или его надлежащим образом заверенной копии или товарно-сопроводительного документа, содержащего сведения об указанном документе. Потребитель (вне зависимости от порядка приобретения изделия: в аптеке или на дому) имеет право лично или с помощью представителя продавца ознакомиться с изделием, правилами его использования и удостовериться в работоспособности аппарата. Вместе с товаром покупателю должен передаваться товарный чек, в котором указываются наименование товара и сведения о продавце, дата продажи, количество и цена товара, а также проставляется подпись представителя продавца. Следует заметить, что изделий медицинского назначения надлежащего качества не подлежат возврату или обмену в течение 14 дней не считая дня покупки. Так, в Правилах продажи отдельных видов товаров содержится перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, в который включены инструменты, приборы и аппаратура медицинские. Урегулирование спора с продовцом. Если потребителю не предоставлена при заключении договора (в момент доставки) полная и достоверная информацию об изделии, потребитель не имел возможности ознакомиться с изделием (проверить его работоспособность) он вправе отказаться от заключения договора, а если договор заключен отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и также возмещения убытков. Продавец, не предоставивший покупателю полную и достоверную информацию о товаре, также несет ответственность, за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации об изделии, в частности о противопоказания для применения, потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда. В случае обнаружения потребителем в изделии недостатков он вправе обратиться к продавцу с требованием о замене изделия на аналогичный товар; о соразмерном уменьшении покупной цены товара; незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на их исправление потребителем или третьим лицом; о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы и полном возмещении убытков. Чтобы зафиксировать факт и дату обращения потребителя к продавцу, потребителю необходимо подать письменную претензию в адрес продавца в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается руководителю или другому должностному лицу продавца, на втором - ставится отметка о получении: дата получения, фамилия, имя, отчество, должность и роспись лица, принявшего заявление, печать. Второй экземпляр заявления с отметкой о получении хранится у потребителя. В случае если продавец отказывается принять претензию, ее необходимо отправить в адрес продавца по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Уведомление о вручении будет впоследствии служить доказательством получения адресатом требований потребителя. Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора купли-продажи (ст.18 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей), п. 28 Правил продажи отдельных видов товаров). В случае неудовлетворения требования покупателя, изложенного в претензии, он имеет право обратиться с жалобой в Управление Роспотребнадзора Липецкой области, а также с исковым заявлением в суд (в соответствии со ст. 17 Закона о защите прав потребителей). В случае подачи искового заявления в суд потребитель также в целях защиты своих нарушенных прав может обратиться в Управление Роспотребнадзора по Липецкой области (территориальные отделы в административных районов) для привлечения его в качестве государственного органа для дачи заключения по делу и участия в суде (п.5 ст.40 Закона о защите прав потребителей, ст.47 Гражданского процессуального кодекса РФ). Также по вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении проектов претензий, исковых заявлений, жалоб в Роспотребнадзор потребитель может обратиться в консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» по адресу: г. Липецк, ул. Октябрьская, 80а, телефоны: 74-06-00, 74-06-27, 25-09-07, 74-06-08, 74-07-32 |