Энциклопедия потребителяПретензионный порядок при восстановлении нарушенных прав потребителяПретензионный порядок разрешения конфликтов в рамках договорных отношений представляет собой последовательность действий, когда стороны самостоятельно, без обращения или до обращения в суд пытаются восстановить нарушенные права или урегулировать возникшие разногласия. Фактически претензионный порядок состоит в том, что одна из сторон отношений, как правило, та, которая считает, что ее права нарушены, обращается к другой стороне со специальным письмом – претензией. В претензии отправитель объясняет свою позицию и предлагает получателю варианты разрешения спорной ситуации. Претензионный порядок по сути своей заключается в подаче претензии оппоненту. Законодательные акты не содержат обязательной формы претензионного документа, поэтому составляется он в виде обычного письменного обращения.
Соблюдая претензионный порядок разрешения спора, в претензии нужно описать следующее:
Чтобы доказать в суде проведенный досудебный претензионный порядок урегулирования спора, необходимо отправлять претензию ценным письмом с описью вложения, или сдавать оппоненту в 2 экземплярах под роспись с печатью (доказательством будет экземпляр с подписью, печатью и датой принятия).
Существуют несколько видов претензионного урегулирования:
Направлять претензию необходимо в адрес, который указан в договоре. При обязательном досудебном порядке, предусмотренном законом, необходимо отправлять претензию не только по адресу указанному в договоре, но и по адресу регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (если это два разных адреса). Узнать адрес юридического лица можно на сайте ИФНС https://egrul.nalog.ru/index.html. Сведения о регистрации индивидуального предпринимателя можно получить только при личном обращении в ИФНС с уплатой государственной пошлины.
Существует судебная практика по этому вопросу. В Пленуме Верховного Суда РФ от 28.06.2012г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», указано следующее: - «до подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (пункт 4 статьи 55 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи»), а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (пункт 1 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации). Несоблюдение данного правила является основанием для возвращения искового заявления со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ. Однако в договорах оказания финансовых услуг «исполнители» формально действуя в рамках принципа свободы договора, включают положения об обязательном претензионном порядке рассмотрения споров. Вместе с тем пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Так как, Законом о защите прав потребителей не предусмотрен обязательный досудебный претензионный порядок рассмотрения споров между потребителем и исполнителем услуг, следовательно, договорное условие об этом должно рассматриваться как ограничивающее право потребителя на доступ к правосудию. Поскольку такой запрет установлен законом не только для защиты прав конкретного потребителя, но также в целях защиты публичных интересов, оспариваемые условия договора, изложенные кредитной организацией, являются ничтожными в силу пункта 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей и пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с этим досудебный порядок урегулирования спора и, соответственно, подача досудебной претензии является правом потребителя, но не его обязанностью, указал в определении Верховный Суд Российской Федерации от 05.02.2019 N 49-КГ18-61.
Однако, даже если претензионный порядок не является обязательным, соблюдение претензионного порядка дает сторонам несколько преимуществ:
Образец претензии:
|