16+

Версия сайта для слабовидящих

Клещей бояться - в лес не ходить? Защитись от клещей! Исследования опасных и природно-очаговых заболеваний.
Проведем аттестацию рабочих мест!
Оценка профессиональных рисков
Профилактика гриппа и короновирусной инфекции
ЛИЧНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ КНИЖКИ
Дистанционное гигиеническое обучение
О проведении семинаров для индивидуальных предпринимателей по вопросам защиты прав потребителей
Поможем внедрить HACCP на производстве!
Школа иммунопрофилактики
Номер Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8 (800) 555-49-43
Наш журнал - Санитарно-эпидемиологический вестник (СЭВ)
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Управление Роспотребнадзора по Липецкой области







Информация для населения

15 февраля 2023

Об органических продуктах

Сегодня на упаковке многих продуктов - от яиц и растительного масла, до кисломолочной и мясной продукции - написано «био», «эко» или «фермерское». Чаще всего это маркетинговый ход производителей, привлекающий покупателей, которые хотят питаться правильно. До недавнего времени не было законов, регулирующих размещение подобной маркировки на продуктах с улучшенными свойствами.

В начале 2020 года в России вступил в силу закон «Об органической продукции», который регулирует производство, хранение, транспортировку и маркировку органической продукции, а также предусматривает создание единого государственного реестра сертифицированных производителей. Документ дает определение понятиям «органическая продукция и ее изготовители», «органическое сельское хозяйство» и регулирует нормы производства, хранения, транспортировки, маркировки и реализации продукции. В частности, при ее производстве запрещается использовать упаковку из материалов, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, в том числе из поливинилхлорида. В соответствии с документом органическими могут считаться продукция и сырье, при производстве которых не использовались химикаты, пестициды, антибиотики, стимуляторы роста, гормональные препараты, а также различные технологии, включая методы генной инженерии, клонирование, трансплантацию эмбрионов. Производители также должны создавать комфортные условия для животных, обращать внимание на их адаптивность и устойчивость к болезням.

При желании аграрии могут получить разрешение на маркировку товаров — она представляет собой белый лист на зеленом фоне с надписью «органик» на кириллице или латинице. Для этого необходимо пройти добровольную сертификацию в независимых аккредитованных организациях.

В России введены в действие следующие национальные стандарты:

- ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения»;

- ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства»;

- Межгосударственный стандарт, принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС);

- ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации. NEQ CAC/GL32-1999» (указаны разрешенные для производства органической продукции кормовые добавки, удобрения и другие вещества.

Эти стандарты — основа для производства, идентификации и сертификации органической продукции.

Теперь на законодательном уровне урегулированы лишь органические продукты - то есть слова «органик», «органический» и производные от них могут быть нанесены только на продукцию, прошедшую сертификацию в России.

Почему в нашем национальном стандарте закреплено именно понятие «органик»?

Так сложилось, что другие понятия уже имеют в продуктах питания свое значение: «эко» - произведено с минимальным влиянием на окружающую среду, «био» относится к молочным продуктам, содержащим живые бактерии (например, биокефир, биойогурт). Поэтому в законе закреплено только понятие «органические продукты».

На конец ноября 2022 года уже более чем в половине субъектов РФ (а именно в 45) есть как минимум один сертифицированный производитель органической продукции.

Производителем настоящей органики может стать далеко не каждый сельскохозяйственный производитель, а только тот, кто прошел процедуру сертификации в аккредитованном органе и согласно действующему законодательству получает право называть себя и свою продукцию «органической». Получение сертификата гарантирует, что производитель не использует пестициды, агрохимикаты, синтетические минеральные удобрения и другие вещества, запрещенные органическим законодательством, а применяет только органические (микробиологические) удобрения и биологические средства защиты растений. По оценке экспертов, производство органической продукции, по крайней мере в ближайшей перспективе, будет уделом, в основном, небольших фермерских хозяйств. Органический способ производства, по разным данным, повышает конечную стоимость продукции на 30-50%. Для крупных агрохолдингов это пока неприемлемые показатели, поскольку в таком случае они не смогут рассчитывать на спрос со стороны основной массы потребителей, которые не позволяют себе дорогих продуктов. Плюс издержки при внедрении органических технологий с учетом жестких требований к сертификации наверняка окажутся слишком высокими. Мелкие производители (фермерские хозяйства), как считается, переходный период пройдут намного проще.

В Союзе органического земледелия постоянно обновляют список производителей, прошедших сертификацию по российскому стандарту.

В списке, который по открытым источникам составили в Национальном союзе органического земледелия, количество производителей органической продукции, сертифицированных по межгосударственному стандарту ГОСТ 33980-2016 увеличилось до 152. По данным Роскачества, число производителей органической продукции в стране за 2022 год выросло на 46%.

В России также работают 10 производителей биопрепаратов, разрешенных для использования в органическом сельском хозяйстве.

После получения органического сертификата, на упаковке продукта размещается знак «органик», который запрещено использовать на несертифицированной продукции. Под этим знаком на этикетку наносится QR-код, который ведет на страничку с производителем в Госреестре. С помощью него можно определить еще до покупки - действительно ли этот продукт органический и проверенный.

В настоящее время число действующих сертификатов соответствия органическому производству превышает 200. Лидерами по числу сертифицированной органической продукции в РФ являются производители зерновых культур (около 30% производителей), а также овощной продукции - 18,3%, животноводческой продукции - 16 % и кормов для животных - 15%.

В Липецкой области одно предприятие прошло сертификацию на соответствие требованиям российского законодательства по органическому производству. Это АО «ПРОГРЕСС». Органическая линейка его продукции представлена четырьмя видами пюре для детского питания: пюре яблочное, пюре из груш, пюре из бананов и пюре из манго. На этой продукции размещены специальные идентификационные знаки, которые подтверждают ее безопасность и экологичность.

В последнее время в России растут продажи органических продуктов. Этому способствовало принятие федерального закона, а также пандемия, во время которой люди стали более внимательно относиться к своему питанию, поддерживая естественный иммунитет. Появляется все больше новых производителей «органики». А те компании, которые давно присутствуют на рынке, активно увеличивают объем производства и расширяют ассортимент. Однако ряд факторов, включая высокую стоимость натуральных товаров и низкий уровень информированности людей, тормозят развитие рынка.

Стоит органическая продукция дороже обычной вполне обоснованно. Во-первых, производство требует больше человеческого труда, так как, например, нельзя использовать пестициды или средства для травли жучков - их нужно собирать вручную. Во-вторых, процесс созревания органических растений или рост животных до зрелого возраста дольше: например, убойный возраст обычной курицы наступает на 28 день, а органическая курица должна дожить до 71 дня - соответственно нужно больше бытовых ресурсов: воды, кормов, света и т.д. Все это сказывается на конечной стоимости продукта.

«Зеленую волну» потребительских настроений уже уловили ретейлеры, создающие в своих гипер- и супермаркетах специальные полки для органической продукции. Чаще всего покупают молоко, хлеб и мясо. А вот экологически чистых овощей и фруктов на отечественных прилавках пока не хватает. С учетом описанных выше тенденций, очевидно, что органическая сельхозпродукция уже сейчас становится крайне перспективной рыночной нишей.

Минимальные обязательные требования к безопасности и качеству продукции приведены в Технических регламентах ЕАЭС (Таможенного союза). А уже на добровольной основе производитель имеет право заявлять соответствие своей продукции и иным стандартам, не противоречащим требованиям ТР ЕАЭС.

 

Испытательный лабораторный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» аккредитован на проведение исследований продовольственного сырья и пищевых продуктов на соответствие Техническим регламентам (уникальный номер записи в реестре аккредитованных лиц в национальной системе аккредитации РОСС RU.0001.510165). По вопросам проведения исследований можно обращаться в отдел по работе с юридическими и физическими лицами по телефону: 8(4742) 30-86-76.