Информация для населения14 ноября 2016Формирование здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учрежденияхПроцесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является важнейшим этапом формирования здоровой личности. Основы здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений о соблюдении режима дня, гигиенических процедурах, двигательной активности и умении реализовывать их доступными для ребенка способами: чистить зубы, мыть руки, делать зарядку. Оздоровление воспитанников детских садов должно проводиться силами не одних лишь педагогов, воспитателей, психологов. Это большая цепочка, куда обязательно должны подключаться родители и работать в тандеме с педагогами. 8 условий здоровья для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни:
Для каждой возрастной группы в процессе формирования здорового образа жизни ставятся свои задачи, например в младшей группе: формирование представления о себе как отдельном человеке; знакомство с правилами выполнения физических упражнений (внимательно слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения); рассказ о правилах поведения на улице города; об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснение правила «нельзя»; рассказ о правилах поведения за столом; знакомство с предметами и действиями, связанных с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища. Система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Подвижные игры. Проводятся в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети. Таким образом, процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием правильного «здорового» поведения и осуществляется в условиях дошкольных образовательных учреждений через занятия, соблюдение режима дня, развивающие игры, прогулки, индивидуальную работу. Особое место должно уделяться работе с родителями. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми. Нужно всегда помнить, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Таким образом, для сохранения здоровья ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Знания, умения и навыки оздоровительного характера, заложенные в детском возрасте – это прочный фундамент для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. |