16+

Версия сайта для слабовидящих

Клещей бояться - в лес не ходить? Защитись от клещей! Исследования опасных и природно-очаговых заболеваний.
Оценка профессиональных рисков
Проведем аттестацию рабочих мест!
Профилактика гриппа и короновирусной инфекции
ЛИЧНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ КНИЖКИ
Дистанционное гигиеническое обучение
Поможем внедрить HACCP на производстве!
Школа иммунопрофилактики
О проведении семинаров для индивидуальных предпринимателей по вопросам защиты прав потребителей
Номер Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8 (800) 555-49-43
Наш журнал - Санитарно-эпидемиологический вестник (СЭВ)
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Управление Роспотребнадзора по Липецкой области







Энциклопедия потребителя

Памятка для потребителя. Договор, заключенный дистанционно, «click-wrap-соглашение».

Цифровизация экономики накладывает отпечаток на реализацию прав потребителей, приводит к изменениям предоставления потребителям информации о товаре и услугах, и порядке заключения договора. Однако предоставление информации в сети Интернет не должно носить формальный характер, а должно соответствовать имеющимся требованиям.

А в чём отличия заключения договора в сети Интернет от «классического» договора?

Заключая сделки в интернете, пользователи меняют своё отношение к договору: у них зачастую складывается впечатление, что договор не был заключён вовсе. Это во многом связано с тем, что отсутствуют формальности вроде подписания соглашения.
Когда одна из сторон договора ставит подпись, само это действие формирует обязательное отношение к договору вне зависимости от того, ознакомилась ли сторона с договором или нет. Однако, нужно знать, что при заключении договора в Интернете клик мышки в окне формирует подпись, и правовые последствия возникают те же, что и при собственноручной подписи.

Разберёмся же с особенностями «click-wrap» соглашения:

«click-wrap» механизм совершения сделки полностью лишает сторону возможности вести переговоры или вносить правки в предлагаемые условия договора. Такой принцип получил название «take-it-or-leave-it», что можно перевести как «принимаешь или уходишь».

Таким образом, договор который заключен дистанционно, может принимать форму так называемого «click-wrap» соглашения, производимого нажатием в окне «я согласен», если это сопровождается текстом такого договора и описанием ценовых и иных условий сделки.

В Российской Федерации нет специального закона, конкретизирующего отношения в сфере электронной коммерции, поэтому конструкция click-wrap договора может быть совместима с положениями Гражданского кодекса. При решении вопроса о форме click-wrap договора необходимо исходить из п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса, в котором описаны признаки публичной оферты. Так, click-wrap соглашения содержат все условия, с которыми пользователь может ознакомиться, а также предоставляют возможность всем заинтересованным лицам заключить его путём принятия акцепта.

Такое соглашение призвано сокращать время заключения договора и используется для установления условий продажи товаров и услуг онлайн.

Важно, что данный договор сопровождается конклюдентными действия (от лат. concludere - заключать) – действиями потребителя, свидетельствующие о молчаливом согласии лица, совершающего действия, его намерении совершить сделку, заключить договор. Таким образом, заключение договора по п. 3 ст. 434 ГК происходит на основании волеизъявления лица, выраженного не в его формальных письменных заявлениях, а в его поведении.

Итак, для того чтобы договор считался заключенным по п. 3 ст. 434 ГК, необходимо, чтобы имели место:

  • письменная оферта;
  • действие лица по выполнению указанных в ней условий.

К обстоятельствам, очевидно свидетельствующим о том, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным, относятся, в частности, следующие условия:

  • до потребителя была доведена полная и достоверная информация о товаре (услуге) (т.е. к элементам волеизъявления потребителя (в т.ч. отметки о согласии под отдельными условиями ("галочки")) прилагается текст с описанием ключевых потребительских свойств приобретаемой услуги и потребитель без дополнительных переходов по ссылкам и документам может сформировать безошибочное представление о полезности приобретаемой услуги (товара) и условиях ее (его) приобретения);
  • в веб-форме или программном обеспечении отсутствуют заранее проставленные отметки ("галочки"), которые сами по себе порождают возникновение юридически значимых последствий (в гражданском праве молчание не является формой согласия, поэтому, если продавец или исполнитель рассчитывает на то, что невнимательность клиента приведет к приобретению им дополнительных услуг, несению дополнительных расходов или отказу от каких-либо прав - это может рассматриваться как недобросовестное поведение и ненадлежащая практика, недопустимые по смыслу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Для признания click-wrap соглашения следует обратить внимание на следующее моменты:

  • соглашение должно содержать все существенные условия, и пользователь должен иметь возможность ознакомиться с ними;
  • у пользователя должен быть выбор: согласиться или отказаться от принятия условий соглашения;
  • принятие условий соглашения должно быть необходимым с технической точки зрения для получения услуги, доступа к ресурсу/продукту.

Для заключения «click-wrap» соглашения не требуется бумажных документов, собственноручных подписей или личного общения сторон, «click-wrap» в равной степени применяется к любым видам договоров, поскольку опосредует собой неконкретные виды прав.

В случае, если потребители столкнулись с ситуацией ущемления своих прав, в том числе имущественных, т.е. понесли незапланированные расходы, были лишены возможности отказа от оплаты ненужных опций (в том числе дополнительных товаров и услуг) необходимо обращаться к виновному лицу (в данном случае – к исполнителю услуг) с претензией, а в случае если вопрос не разрешен – защищать свои права уже в судебном порядке.

Обращаем особое внимание на тот факт, что навязывание дополнительных услуг статьей 16 Закона «О защите прав потребителей» запрещено. Компания, виновная в нарушении одного из основополагающих прав потребителей на свободный выбор услуг, должна возместить потребителю все убытки, включая цену навязанной услуги.

Если Вам требуется консультация, Вы можете обратиться в Консультационный центр по защите прав потребителей.

На базе Консультационного центра осуществляется также оказание услуг по составлению претензий, жалоб, исковых заявлений, приведению независимых экспертиз.

Центр находится по адресу Липецкая обл., г. Липецк, ул. Октябрьская, д. 80 А. тел. +7 (4742) 74 06 00, 77-04-13, 74-06-08.