16+

Версия сайта для слабовидящих

Информация о прёме обращений гражданМузей санитарно-эпидемиологической службыПроведем аттестацию рабочих мест!Поможем внедрить HACCP на производстве!О проведении семинаров для индивидуальных предпринимателей по вопросам защиты прав потребителейКлещей бояться - в лес не ходить? Защитись от клещей! Исследования опасных и природно-очаговых заболеваний. Наш журнал - Санитарно-эпидемиологический вестник (СЭВ)Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекаУправление Роспотребнадзора по Липецкой области

Энциклопедия потребителя

Памятка для населения. Как вести себя с коллекторами?

Если долг оказался в руках коллекторов

Если ваш долг оказался в руках коллекторов значит, банк либо переуступил ему право требования (цессия) или другими словами продал долг (§ 1 гл. 24 ГК РФ), либо заключил с ним агентский договор (гл. 52 ГК РФ) или договор поручения (гл. 49 ГК РФ), на основании которого коллектор представляет интересы кредитора.

В первом случае, ваше согласие на переуступку прав требования не нужно, так гласит статья 382 ГК РФ. При этом согласно закону, необходимо проинформировать неплательщика в письменной форме, иначе он может не исполнять свои обязательства перед новоиспеченным кредитором.

Интересная деталь: согласно ст. 386 ГК РФ – должник вправе выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору. Взыскание долга может проходить как на досудебном этапе, так и на этапе судебного производства. Решение долгового вопроса в досудебном порядке наиболее выгодно для обеих сторон.

Основная задача коллектора – помочь вам найти выход из сложившейся ситуации. Например, составить платёжный план с учётом вашего финансового положения. Если причины долга носят объективный характер, коллекторское агентство может согласовать с кредитором реструктуризацию или рассрочку по кредиту. Если должник не хочет решить вопрос добровольно, то решение вопроса будет передано в суд, а потом в службу судебных приставов для принудительного взыскания долга.

Досудебное урегулирование вопроса подразумевает под собой телефонные переговоры, письменную рассылку и личные встречи. Коллектор звонит и предлагает встретиться для того, чтобы понять, почему вы не платите по кредиту, когда планируете вернуть долг.

Коллектор не может звонить должнику в ночное время, которое определёно промежутком с 22.00 до 06.00 (ст. 96 ТК РФ). Чтобы повернуть разговор в свою пользу, вам достаточно придерживаться следующих правил:

  1. Как только вы поняли, что вам звонит коллектор, скажите собеседнику: «Подождите минуту, я включу запись разговора». Большинство современных мобильников имеют функцию диктофона (постарайтесь заранее изучить свой телефон), но даже если у вас такой возможности нет – ничего страшного. Просто скажите коллектору, что вы включили аудиозапись и можете продолжить разговор; этого будет достаточно, чтобы собеседник вел себя более корректно.2. Как правило, коллекторы не скрывают информацию о себе, но сообщают ее только в том случае, если вы сами зададите нужные вопросы.
  2. Выясните и запишите следующие детали:
    • ФИО и должность человека, который звонит;
    • полное название компании, которую он представляет;
    • почтовый и юридический адрес этой компании;
    • контактные телефоны.
  3. Даже если вы не собираетесь платить, желательно прояснить ситуацию. Уточните, какое отношение звонящий имеет к банку-кредитору, какой договор заключен между банком и коллектором. Выясните, чего от вас хочет коллектор, какую сумму и на каких условиях он требует. При этом нужно помнить, что сказанное по телефону – это только справочная информация, на которую нельзя полагаться с юридической точки зрения.
  4. Для самого себя определите стратегию: готовы ли вы заплатить, как того требует коллектор, или не готовы. Если вам необходимо собрать дополнительную информацию, чтобы взвесить все плюсы и минусы, так и скажите: «Мне нужно подумать, перезвоните завтра». Как правило, выплачивать долги на условиях коллектора не выгодно, и наиболее частой является стратегия «не платить».
  5. Итак, если вы не собираетесь платить на условиях коллектора, то продолжать телефонный разговор не имеет смысла. Вы можете просто положить трубку, но лучше четко обозначить свою позицию: «Я не согласен с вашими условиями. Дальнейшее общение – только через суд. Если вы будете меня беспокоить, я напишу заявления в полицию, прокуратуру и Центробанк»
  6. Если вы не юрист, не пытайтесь вступать в дискуссии. Придерживайтесь простой, но твердой позиции: «Общение только через суд, будете звонить – напишу заявление о вымогательстве». Повторяйте это каждый раз, когда вам звонят, и после этого кладите трубку. Если эта формула не поможет, после восьмого-десятого звонка смело пишите заявления в полицию и прокуратуру.

В любом случае бояться коллектора не надо, с ним необходимо общаться и договариваться. А в случае агрессивных действий со стороны коллектора или угроз необходимо вызвать полицию и написать заявление о хулиганских действиях. Кстати, написать жалобу на неправомерные действия коллекторов можно в прокуратуру и полицию.

С целью побудить горе-заёмщика к погашению долга, некоторые сотрудники коллекторских агентств могут общаться на предмет задолженности с соседями, коллегами или родственниками, такие действия можно расценивать как разглашение персональных данных. Разглашение суммы долга, сроков просрочки, наименования банка-кредитора и т.п. – это разглашение персональной информации третьим лицам, что запрещено законом «О персональных данных».

Если должник не хочет общаться с коллектором, идти с ним на контакт, он может это не делать, а просто ждать, когда дело будет передано в суд. Только в случае вынесения судебного решения в пользу коллекторского агентства неплательщик может лишиться своего имущества, которое будет арестовано судебными приставами и распродано на аукционе в счет погашения задолженности.

Так что, если коллектор не нарушает ваши права при общении, лучше попробовать с ним договориться, это, как минимум, сбережет ваши нервы, а максимум – позволит решить долговую проблему.