16+

Версия сайта для слабовидящих

Клещей бояться - в лес не ходить? Защитись от клещей! Исследования опасных и природно-очаговых заболеваний.
Оценка профессиональных рисков
Проведем аттестацию рабочих мест!
Профилактика гриппа и короновирусной инфекции
ЛИЧНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ КНИЖКИ
Дистанционное гигиеническое обучение
Школа иммунопрофилактики
Поможем внедрить HACCP на производстве!
О проведении семинаров для индивидуальных предпринимателей по вопросам защиты прав потребителей
Номер Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8 (800) 555-49-43
Наш журнал - Санитарно-эпидемиологический вестник (СЭВ)
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Управление Роспотребнадзора по Липецкой области







Энциклопедия потребителя

Памятка для потребителя. Права и обязанности туриста. Экстренная помощь.

В соответствии с Федеральным Законом «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ туризм это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.

Необходимо обратить внимание потребителя туристических услуг, что турфирмы делятся на туроператоров и турагентов. Оператор непосредственно формирует тур (разрабатывает маршрут, заключает договоры с отелями и т. д.), агентство занимается реализацией - продает путевки. Туроператор может предложить Вам только сформированный им туристский продукт, а турагент имеет возможность предложить Вам туристские продукты многих туроператоров. Чтобы Ваш отдых получился приятным во всех отношениях необходимо знать свои права и обязанности.

Права туриста

При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:

  • необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там и т.д;
  • свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
  • обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
  • возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;
  • беспрепятственный доступ к средствам связи.

Обязанности туриста

  • Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:

    соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;
  • сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;
  • соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;
  • соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

Договор о покупке туристского продукта должен быть заключен в письменной форме. При составлении и заключении договора целесообразно воспользоваться услугами юриста для исключения случаев отсутствия в договоре всех обязательных условий.

Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.

После оформления тура у вас на руках должны быть следующие документы:

  1. Договор;
  2. Документ, подтверждающий оплату тура (как правило, это либо путевка, либо кассовый чек);
  3. Туристская путевка;
  4. Ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания. Ваучер выдается в трех экземплярах: один остается в агентстве, второй - у туриста, третий предъявляется в стране пребывания. Если вам выдали один экземпляр, сделайте его ксерокопию;
  5. Информация о стране либо программа пребывания;
  6. Авиа- и (или) ж/д билеты;
  7. Медицинская страховка;
  8. Загранпаспорт и виза (если она требуется).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 г. № 1852 определен порядок оказания услуг по реализации туристического продукта. В соответствии с пунктом 21 указанных Правил каждая из сторон договора о реализации туристического продукта вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

  • ухудшение условий путешествия, указанных в договоре о реализации туристического продукта;
  • изменение сроков совершения путешествия;
  • непредвиденный рост транспортных тарифов;
  • невозможность совершения потребителем поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь потребителя, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

В случае неудовлетворенности полученными услугами в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил потребитель вправе обратиться с претензией к качеству туристского продукта. Требования предъявляются потребителем туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий.

Безопасность туристских услуг

Потребитель имеет право на то, чтобы услуги, входящие в туристский продукт, и процесс их оказания должны быть безопасными для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, а также не причинять ущерба материальным и духовным ценностям общества и безопасности государства.

Под безопасностью туристской услуги понимается отсутствие недопустимого риска, нанесения ущерба жизни, здоровью и имуществу туриста во время совершения путешествия (экскурсии), а также в местах пребывания на маршруте (ГОСТ 32611-2014).

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие не обеспечения безопасности услуг, подлежит возмещению исполнителем соответствующих услуг в полном объеме в соответствии со статьей 14 Закона «О защите прав потребителей». Право требовать возмещения такого вреда признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем услуги или нет. В связи с тем, что каждый турист, как правило, обладает страховкой от рисков, связанных с совершением путешествия, он имеет право обратиться в страховую компанию за соответствующими выплатами, которые могут касаться компенсации следующих затрат:

  • на оплату медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, оказанной туристу на территории страны временного пребывания;
  • на оплату медицинской эвакуации.

Договор страхования может также предусматривать выплаты в связи с утратой личного имущества или возмещений, покрывающих иные убытки туриста. Если убытки потребителя не покрыты страховыми выплатами, то соответствующие требования (например, компенсация за утраченные личные вещи, одежду, компьютерную технику, фотоаппаратуру и пр.) могут быть адресованы непосредственно туроператору.

Оказание экстренной помощи

Экстренная помощь – это действия по организации эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма.

Оказание экстренной помощи туристам в случае неисполнения туроператором своих обязательств по договору в части неоказания полностью или частично входящих в него услуг порядок и условия при оказании экстренной помощи определяются Правилами оказания экстренной помощи туристам и Правилами финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2020 г. № 1209 (далее Правила).

В случае прекращения туроператором деятельности туристам бесплатно оказывается следующая помощь:

  1. перевозка из страны пребывания в место окончания путешествия;
  2. оплату услуг по размещению туриста в гостинице или ином средстве размещения на срок до начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия в соответствии с договором;
  3. доставку туриста от места расположения гостиницы или иного средства размещения в стране временного пребывания до пункта начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия (трансфер);
  4. обеспечение оказания туристу медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, а также правовой помощи и иных видов неотложной помощи;
  5. обеспечение хранения багажа.

Обращение туриста должно содержать следующую информацию:

  • фамилия, имя и отчество туриста (туристов);
  • адрес места нахождения туриста (туристов);
  • номер договора о реализации туристского продукта и наименование туроператора (турагента);
  • контактная информация автора обращения;
  • обстоятельства (факты), свидетельствующие о невозможности исполнения, неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Решение об оказании туристу экстренной помощи или об отказе в ее оказании принимается объединением туроператоров не позднее 24 часов с момента получения им обращения туриста. Решение доводится объединением туроператоров до автора обращения немедленно всеми доступными средствами связи.

ВАЖНО! Действие указанных Правил не распространяется на случаи эвакуации по решению Президента Российской Федерации российских туристов с территории иностранного государства в связи с возникновением угрозы безопасности их жизни и здоровью.

Страхование потребителей от заболеваний и несчастных случаев в сфере выездного туризма

Действующим законодательством РФ не установлена обязанность туристов, выезжающих за пределы РФ страховаться от заболеваний и несчастных случаев. Однако в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ в случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий. В этом случае отношения будут регулироваться положениями главы 48 Гражданского кодекса РФ (часть вторая). Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания.

Ответственность исполнителя при нарушении прав потребителя

В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания угрозы безопасности жизни и здоровья потребителя, а равно опасности причинения вреда его имуществу, потребитель вправе обратиться к исполнителю с письменным заявлением о расторжении договора о реализации туристского продукта, либо его изменении.

При расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия в связи с наступлением обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, потребителю возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных потребителю услуг.

Способы восстановления нарушенных прав

  1. Предъявление претензии об изменении условий договора, либо о расторжении договора в связи с наступлением обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания угрозы безопасности их жизни и здоровья;
  2. Обращение в суд с исковым заявлением с требованием о расторжении договора о реализации туристского продукта, его изменении, возмещении убытков и иных требований.
  3. Административная ответственность.

Несоблюдение туроператором (турагентам) обязанности по информированию туристов о санитарно-эпидемиологической обстановке и возможном риске заражения в странах, куда они направляются, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

ВАЖНО!

Поскольку в настоящее время существуют ограничения по въезду в иностранные государства, перед покупкой тура в иностранное государство, рекомендуем внимательно ознакомиться с информацией, размещенной на официальном сайте РОСТУРИЗМА.

Если Вам требуется консультация, Вы можете обратиться в Консультационный центр по защите прав потребителей.

На базе Консультационного центра осуществляется также оказание услуг по составлению претензий, жалоб, исковых заявлений, приведению независимых экспертиз.

Центр находится по адресу Липецкая обл., г. Липецк, ул. Октябрьская, д. 80 А. тел. +7 (4742) 74 06 00,77-04-13.Время работы: понедельник-пятница с 8.00 до 17.00, перерыв с 12.00 до 13.00. Суббота и воскресенье, выходной.