Энциклопедия потребителяПамятка для потребителя. Потребительские кредиты и дополнительные услуги.С помощью потребительского кредита мы удовлетворяем свои текущие потребности. Всё, что мы по тем или иным причинам не можем себе позволить купить на свои личные средства, становится нам доступным с помощью потребительского кредитования: от микрозайма на неотложные нужды, заимствования денежных средств на ремонт или поездку к морю, до покупки смартфона, мебели, автомобиля, квартиры и т.п. Потребительский кредит – это предоставление финансовой организацией денег заемщику на цели, не связанные с предпринимательством, т. е. на приобретение дорогих товаров (бытовая техника, электроника, мебель) и на неотложные нужды (лечение, образование). Классификация потребительских кредитов: По срокам:
Максимальный срок потребительского кредитования сегодня в России – 7 лет По обеспечению:
В качестве обеспечения могут быть залог, поручительство, страхование, гарантии. Это нормальное требование финансово-кредитной организации. Ни один банк не станет вкладывать деньги в проекты, пока не обезопасит себя от риска невозврата и не обеспечит себе достойную доходность. Для него таким проектом является заемщик и проектом довольно рискованным. Минусы потребительского кредита:
Плюсы потребительского кредита:
Условия оформления потребительского кредита Практически любой кредит можно оформить онлайн. Заполните анкету на сайте банка и ждите предварительного решения. После одобрения с пакетом документов необходимо подойти в банк. На что обратить пристальное внимание при прочтении договора:
Условия выдачи займов Для оформления заявки на потребительский кредит нужно будет принести кредитному менеджеру пакет документов, состав которого определяется каждым кредитным учреждением. При кредитовании в небанковских учреждениях (микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы) требуется всего лишь паспорт и в ряде случаев любой второй документ. Это может быть загранпаспорт, водительские права, студенческий билет, пенсионное удостоверение и проч. При таком минимальном наборе документов ставка, естественно, будет высокой. Снизить процентную ставку можно лишь кредитуясь в банке. Проценты там гораздо ниже, но и перечень документов длиннее. Здесь придется подтвердить размер своих доходов соответствующей справкой (2-НДФЛ) и постоянную занятость копией трудовой книжки или трудового договора. Кроме этого, может понадобиться военный билет (для военнообязанных лиц) или пенсионное удостоверение (при кредитовании по пенсионной программе). Погашение задолженности Закон задаёт определённую очередность погашения задолженности заёмщика перед кредитором. Сумма очередного платежа погашает задолженность по договору в следующей очерёдности:
За неисполнение обязательств по возврату кредита, заёмщик наказывается неустойкой (статья 5, пункт 21), которая не может превышать 20% годовых в том случае, если проценты по договору за соответствующий период нарушения обязательств продолжают начисляться, и 0,1% от суммы просроченной задолженности за каждый день нарушения, если проценты по договору за период просрочки не начисляются. Важно знать! Любое закрытие потребительского кредита должно заканчиваться получением справки об отсутствии задолженности по нему ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ Банки настойчиво навязывают, пожалуй, самую популярную дополнительную услугу – страховку по кредиту. Заёмщик может столкнуться с двумя основными случаями.
Если заёмщик отказывается страховаться, несмотря на присутствие этого требование в договоре, то банк вправе увеличить размер процентной ставки по уже выданному кредиту. А при неисполнении заёмщиком обязанности страхования кредитор вправе потребовать полного досрочного возврата кредита. Это же требование будет правомерным в случае нарушения заёмщиком обязанности целевого использования займа, предоставленного с условием использования полученных средств на определённые цели. Зачастую дополнительные платные услуги навязываются кредитными организациями путем включения в договор условий, ущемляющих права потребителей, при этом банки обосновывают это тем, что данные услуги являются обязательными и отказ от них невозможен. Наиболее распространенными являются следующие дополнительные платные услуги, навязываемые банками:
Требования потребителя: При оказании потребителю дополнительных платных услуг, он вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены – вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор услуг, возмещаются кредитной организацией в полном объеме. В целях отказа от дополнительной платной услуги потребителю рекомендуется обратиться в кредитную организацию с письменным заявлением об отказе от дополнительной платной услуги и возврате уплаченных за неё денежных средств. Кредит выгоден лишь в том случае, если он в будущем будет приносить прибыль. Это заимствование на развитие собственного бизнеса или инвестирование в себя (учёба, лечение, ипотека и др.). Иначе он неоправдан и невыгоден с точки зрения управления личными финансами. Средства нужно тратить разумно и грамотно, не поддаваясь сиюминутным желаниям. Информация о праве потребителей финансовых услуг на направление обращения финансовому уполномоченному С 1 января 2020 года действует новый досудебный порядок урегулирования споров потребителей к финансовым организациями (кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и негосударственные пенсионные фонды). Потребители финансовых услуг вправе заявлять требования к финансовой организации в судебном порядке только после обращения к финансовому уполномоченному. В случае если финансовая организация отказывается удовлетворить требования потребителя, до обращения в суд потребитель для урегулирования спора должен обратиться к финансовому уполномоченному. Должность финансового уполномоченного учреждена Федеральным законом от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – Закон). Финансовый уполномоченный рассматривает имущественные требования потребителя, размер которых не превышает 500000 рублей. Обращение потребителя финансовому уполномоченному может быть направлено в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте финансового уполномоченного или в письменной форме. Прием и рассмотрение обращений потребителей осуществляется финансовым уполномоченным бесплатно. До направления обращения финансовому уполномоченному потребитель должен обратиться с заявлением - претензией в финансовую организацию. Данный претензионный порядок установлен статьей 16 Закона и является обязательным для потребителей. С подробной информацией о порядке направления обращения финансовому уполномоченному можно ознакомиться на официальном сайте финансового уполномоченного. В целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в местах скопления людей, необходимо помнить о соблюдении мер безопасности – ношении маски, социальной дистанции (1,5 м) или отказаться от их посещения.
Если Вам требуется консультация, Вы можете обратиться в Консультационный центр по защите прав потребителей. На базе Консультационного центра осуществляется также оказание услуг по составлению претензий, жалоб, исковых заявлений, приведению независимых экспертиз. Адрес Консультационного центра: Липецкая обл., г. Липецк, ул. Октябрьская, д. 80 А. тел. +7 (4742) 74 06 00, 74-06-08, 77-04-13. Время работы: понедельник – пятница с 08.00 до 17.00 часов, перерыв с 12.00 до 13.00 часов. |