Энциклопедия потребителяПамятка для потребителя. Риски потребителей в связи с развитием электронных платежных средств. Как не стать жертвой мошенников.Одно из основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации -развитие платежных систем и платежной инфраструктуры. Широкое распространение на сегодняшний день находят онлайн-сервисы. Самой популярной онлайн-услугой являются банковские операции, а также платежи за различные виды товаров (услуг). Рост объемов прочих операций с использованием платежных карт связан в том числе, с дистанционными переводами между физическими лицами, платежами на благотворительные цели и в связи с популяризацией банками депозитов, открываемых и пополняемых вкладчиками дистанционно. В этом случае повышаются риски потребителей. Все более активное использование гражданами этих услуг предполагает необходимость информирования населения о возможных рисках и обеспечение защиты прав граждан при предоставлении данного вида услуг. Одними из основных рисков использования банковских карт остается риск несанкционированного доступа к средствам на счете, создание мошенниками поддельных сайтов для покупки товаров (услуг), побуждение граждан самостоятельно совершать перевод в пользу мошенников путем обмана или злоупотребления доверием, кража карты и т.д. В настоящее время широкое распространение приобрели факты, когда злоумышленники, представляясь гражданам работниками кредитных учреждений, получают конфиденциальные данные платежных карт, что позволяет осуществлять переводы денежных средств с банковских счетов, или под воздействием обмана жертвы сами перечисляют денежные средства мошенникам. РЕКОМЕНДАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЯМ (общие для банковских карт):
СХЕМЫ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТ МОШЕННИКИ ПРИ ОНЛАЙН-ПЛАТЕЖАХ Как действуют мошенники:
Как не стать жертвой мошенников:
КЕШБЭК Все более распространение в России получает так называемый КЕШБЭК, который позволяет держателям карт получать частичный возврат средств от суммы совершенных покупок, расплачиваясь за них банковской картой. Условия начисления и размер вознаграждения, как правило, определяются банком или кешбэк-сервисом отдельно для каждого партнера или сферы услуг (например, кешбэк 10% при оплате топлива на любой автозаправке). В связи с широким распространением кешбэк-программ и поведением активных пользователей таких карт банки начали ограничивать начисление кешбэка либо отказывать на основании «злоупотребления» картой. С целью информирования потребителей необходимо предупредить о возможных минусах данных программ. РИСКИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (в связи с кешбэком):
РЕКОМЕНДАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЯМ:
СИСТЕМА БЫСТРЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В 2019 году начала действовать Система Быстрых Платежей (СБП), позволяющая гражданам совершать мгновенные переводы по номеру мобильного телефона в любой банк – участник СПБ, а также производить оплату товаров и услуг в розничных магазинах и Интернете по QR-коду. Доступ к системе возможен через мобильные приложения банков со смартфона, планшета, компьютера. Для поддержки граждан в условиях пандемии COVID-19 при осуществлении переводов между физическими лицами установлены предельные значения комиссий банков: до 100 тыс. рублей в месяц без взимания платы; свыше 100 тыс. рублей не более 0,5% от суммы перевода, но не более 1,5 тыс. рублей. РИСКИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: В настоящее время с помощью запроса через СБП номера мобильного телефона можно узнать имя, отчество и первую букву фамилии его владельца, а также названия банков, где у человека открыты счета. Этой информации недостаточно для хищения денег, однако мошенники могут использовать ее для того, чтобы совершить кражу с использованием методов «социальной инженерии». Например, позвонить от имени банка и, верно назвав имя и отчество человека, попытаться убедить того сообщить необходимый для списания средств с карты код из смс-сообщения. КАК МОШЕННИКИ ИСПОЛЬЗУЮТ ТЕМУ КОРОНАВИРУСА:
Рекомендации потребителям: не отвечать на вопросы по телефону, касающиеся данных вашей Карты. При необходимости перезвонить по телефону, указанному на карте в банк, обслуживающий Карту. Правовую основу системы противодействия правонарушениям в сфере, касающейся использования электронных средств платежа, составляет Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон). В настоящее время данным Законом предусмотрена процедура приостановления платежа оператором в случае выявления признаков его осуществления без согласия клиента. Также Законом регламентировано, что в случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента сумма операции, совершенной без согласия клиента, при соблюдении отдельных условий подлежит возмещению. ВАЖНО! В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента он обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств незамедлительно после обнаружения указанных фактов, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора уведомления о совершении операции, а оператор обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения его уведомления. Однако, оператор обязан возместить указанную сумму, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, т.е. предоставление клиентом третьим лицам (посторонним лицам) доступа к данным электронного средства платежа (это будет означать нарушение порядка его использования). В ситуациях, когда речь идет о том, что владелец счета, введенный в заблуждение, сам переводит свои средства на счет лиц, совершающих преступление, возможность возврата похищенного действующим законодательством не предусмотрено. Если Вам требуется консультация, Вы можете обратиться в Консультационный центр по защите прав потребителей. На базе Консультационного центра осуществляется также оказание услуг по составлению претензий, жалоб, исковых заявлений, приведению независимых экспертиз. Центр находится по адресу Липецкая обл., г. Липецк, ул. Октябрьская, д. 80 А. тел. +7 (4742) 74 06 00. |