16+

Версия сайта для слабовидящих

Клещей бояться - в лес не ходить? Защитись от клещей! Исследования опасных и природно-очаговых заболеваний.
Оценка профессиональных рисков
Проведем аттестацию рабочих мест!
Профилактика гриппа и короновирусной инфекции
ЛИЧНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ КНИЖКИ
Дистанционное гигиеническое обучение
Номер Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8 (800) 555-49-43
О проведении семинаров для индивидуальных предпринимателей по вопросам защиты прав потребителей
Поможем внедрить HACCP на производстве!
Школа иммунопрофилактики
Наш журнал - Санитарно-эпидемиологический вестник (СЭВ)
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Управление Роспотребнадзора по Липецкой области

Энциклопедия потребителя

Памятка для потребителей. Автострахование. Страховая выплата или восстановительный ремонт.

По договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Страховая сумма установлена законом в следующих размерах:

  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего – 500 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего – 400 тысяч рублей;

В настоящее время осуществление страхового возмещения возможно в следующих формах:

  • выдача суммы страховой выплаты;
  • организация восстановительного ремонта транспортного средства (оплата восстановительного ремонта).

Стоит отметить, что по общему правилу страховое возмещение осуществляется для граждан в форме организации восстановительного ремонта. Выдача суммы страховой выплаты является исключением и возможно только в определенных случаях.

Подача заявление о наступлении страхового случая

Осуществление страхового возмещения при наступлении страхового случая (например, в результате ДТП) происходит на основании заявления о страховом возмещении, которое направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред.

Однако потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае если в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по договору обязательного страхования.

В целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховое возмещение или прямое возмещение убытков, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки (или иное имущество) для осмотра и (или) независимой технической экспертизы.

Страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и (или) организовать их независимую экспертизу в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра, экспертизы если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим. Независимая экспертиза организуется в случае обнаружения противоречий между потерпевшим и страховщиком, касающихся характера и перечня видимых повреждений имущества и (или) обстоятельств причинения вреда.

В случае непредставления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков в согласованную со страховщиком дату страховщик вправе вернуть без рассмотрения представленное потерпевшим заявление.

Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество и (или) не организовал экспертизу, потерпевший вправе обратиться самостоятельно за экспертизой или оценкой. В таком случае результаты самостоятельно организованной потерпевшим экспертизы принимаются страховщиком для определения размера страхового возмещения.

В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой осуществляться ремонт и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.

Проведение восстановительного ремонта

К организации восстановительного ремонта предъявляются следующие требования:

  • срок проведения восстановительного ремонта транспортного средства (не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта);
  • критерии доступности для потерпевшего места проведения восстановительного ремонта (при этом по выбору потерпевшего максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, от места ДТП или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания не может превышать 50 километров, за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку транспортного средства до места восстановительного ремонта и обратно);
  • требование по сохранению гарантийных обязательств производителя транспортного средства (восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории РФ и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок).

При проведении восстановительного ремонта не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих деталей, узлов, агрегатов. Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего.

Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, 12 месяцев.

Ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего несет страховщик, выдавший направление на ремонт.

Страховщик размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о перечне станций технического обслуживания, с которыми у него заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, с указанием адресов, марок и года выпуска обслуживаемых ими транспортных средств, примерных сроков проведения восстановительного ремонта в зависимости от объема выполняемых работ и загруженности, сведений об их соответствии установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и поддерживает ее в актуальном состоянии. Страховщик обязан предоставлять эту информацию потерпевшему (выгодоприобретателю) для выбора им станции технического обслуживания при обращении к страховщику с заявлением о страховом возмещении.

В случае, если стоимость восстановительного ремонта превышает установленную страховую сумму либо если все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред и потерпевший в письменной форме выражает согласие на внесение доплаты за проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик определяет размер доплаты, которую потерпевший должен будет произвести станции технического обслуживания, и указывает его в выдаваемом потерпевшему направлении на ремонт.

При наличии согласия страховщика в письменной форме потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта своего на станции технического обслуживания, с которой у страховщика на момент подачи заявления отсутствует договор на организацию восстановительного ремонта. В этом случае потерпевший в заявлении указывает полное наименование выбранной станции технического обслуживания, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты, а страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает проведенный восстановительный ремонт.

Выдача страховой выплаты

Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет в случае:

  1. полной гибели транспортного средства;
  2. смерти потерпевшего;
  3. причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;
  4. если потерпевший является инвалидом (в том числе ребенком-инвалидом), имеющим транспортное средство в соответствии с медицинскими показаниями
  5. если стоимость восстановительного ремонта превышает страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, либо если все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;
  6. выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в случае, если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего. (Страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать потерпевшему направление на ремонт на одну из таких станций. В случае отсутствия указанного согласия возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты);
  7. в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания (потерпевший вправе согласиться на проведение восстановительного ремонта на другой предложенной страховщиком станции технического обслуживания, подтвердив свое согласие в письменной форме);
  8. наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

Ответственность страховщика

При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 1% размера страхового возмещения по виду причиненного вреда каждому потерпевшему. В случае нарушения срока проведения восстановительного ремонта страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5% от суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.

При несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховом возмещении страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05% от страховой суммы по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

Неустойка (пеня) или сумма финансовой санкции уплачиваются потерпевшему на основании поданного им заявления, в котором указывается форма расчета (наличный или безналичный), а также банковские реквизиты, в случае выбора потерпевшим безналичной формы расчета, при этом страховщик не вправе требовать дополнительные документы для их уплаты.

Следует учесть, что до предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страхового возмещения, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, содержащим требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования.

Если Вам требуется консультация, связанная, в том числе, с ОСАГО, Вы можете обратиться в Консультационный центр по защите прав потребителей.

На базе Консультационного центра осуществляется также оказание услуг по составлению претензий, жалоб, исковых заявлений, приведению независимых экспертиз. Центр располагается по адресу Липецкая обл., г. Липецк, ул. Октябрьская, д. 80 А. тел. +7 (4742) 74 06 00.