16+

Версия сайта для слабовидящих

Клещей бояться - в лес не ходить? Защитись от клещей! Исследования опасных и природно-очаговых заболеваний.
Проведем аттестацию рабочих мест!
Оценка профессиональных рисков
Профилактика гриппа и короновирусной инфекции
ЛИЧНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ КНИЖКИ
Дистанционное гигиеническое обучение
Школа иммунопрофилактики
О проведении семинаров для индивидуальных предпринимателей по вопросам защиты прав потребителей
Поможем внедрить HACCP на производстве!
Номер Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8 (800) 555-49-43
Наш журнал - Санитарно-эпидемиологический вестник (СЭВ)
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Управление Роспотребнадзора по Липецкой области







Энциклопедия потребителя

Защита прав потребителей при покупке ювелирных изделий

Ювели́рное изде́лие — изделие из драгоценных металлов и камней (кольцо, серьги, браслет, колье, брошь, настольные украшения и пр.). Основной характеристикой ювелирных изделий является наличие работы мастера (ювелира), который создаёт изделия.

В соответствии с действующим законодательством России ювелирным изделиям относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме наград, статус которых определен в соответствии с законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации, и памятных монет, прошедших эмиссию.

Правоотношения, возникающие между покупателем ювелирных изделий и продавцом, регулируются Законом «О защите прав потребителей», Федеральным законом от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»; Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров», ОСТ 117-3-002-95 «Ювелирные изделия из драгоценных металлов. Общие технические условия».

Покупка ювелирного украшения – это серьезное материальное вложение и подойти к этому вопросу нужно со всей ответственностью. Как и в отношении любых других товаров, потребителю при продаже ювелирного изделия должна быть предоставлена полная и достоверная информация о продавце, изготовителе и товаре.

В отношении изготовителя и продавца – это юридический и фактический адрес, полное наименование, ИНН, ОГРН.

В отношении самого ювелирного изделия:

  1. На каждом украшений должен быть оттиск пробирного клейма (проба), а для изделий российского производства необходим оттиск именников изготовителей (для изделий весом менее 3 грамм не обязательна);
  2. Продажа драгоценных камней допускается только с сертификатом на каждый камень или партию;
  3. При продаже ювелирных изделий информация для покупателя должна содержать сведения о пробах, извлечения из стандартов о клеймении и сертификации драгоценных камней с огранкой, а также изображения государственных пробирных клейм;
  4. Любое ювелирное украшение должно иметь опломбированный ярлык и индивидуальную упаковку;
  5. На ярлыке обязательно должны быть указаны данные изготовителя изделия и его наименование, а также вид драгоценного металла, его масса, проба, артикул, характеристика вставок из драгоценных камней, цена изделия целиком и за 1 грамм изделия без вставок;
  6. При покупке ювелирных изделий у покупателя есть право взвесить товар на специальных весах с целью проверки соответствия сведений о весе товара.

Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя осмотр и разбраковку таких изделий, проверку наличия на них оттисков государственного пробирного клейма и именника (для изделий отечественного производства), а также сохранности пломб и ярлыков, сортировку по размерам.

Согласно положениям Постановления Правительства №55 от 19.01.1998г., обменять или вернуть ювелирные украшения, если они не подошли по цвету, размеру, фасону, габаритам, форме, комплектации – нельзя. Это не относится к обычной «бижутерии».

Вернуть ювелирные изделия возможно только в случае наличия недостатка, который возник не по вине потребителя.

Согласно ОСТ 117-3-002-95 "Ювелирные изделия из драгоценных металлов. Общие технические условия". Не считаются браком следующие недостатки изделия:

  • Незначительная волокнистость;
  • Незначительная пористость;
  • След инструмента на лицевой поверхности;
  • Отличия в цветовых оттенках вставок;
  • След от натира на пробирном камне.

Все эти недостатки не должны влиять на внешний вид изделия.

 

Предъявить претензии продавцу в отношении недостатков в ювелирном изделии можно в течение 24 месяцев с даты покупки. От продавца можно потребовать:

  • замены на товар этой же или другой марки;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • возврата уплаченной за товар де­нежной суммы.

Продавец (изготовитель) обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. Проверка качества товара проводиться бесплатно, на территории населенного пункта, где товар приобретался. Оставлять товар у продавца не обязательно, можно написать заявление с требованием провести проверку качества в Вашем присутствии с уведомлением о месте и времени проведения проверки и принести товар уже на саму проверку. По результатам осмотра составляется акт.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), обязаны провести экспертизу товара за свой счет (в отношении гарантийного товара, если на товар не установлена гарантия или ее срок истек экспертиза проводиться за счет потребителя).

Экспертиза товара проводится в сроки, установленные законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

 

Если предъявлено требование о замене

В соответствии со статьей 21 закона РФ «О защите прав потребителей», продавец (изготовитель) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Если у продавца в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

 

Если предъявлено требование о возврате денег или соразмерном уменьшении цены

В соответствии со статьей 22 закона РФ «О защите прав потребителей», такие требования подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. Соответственно в течение 10 дней должна быть проведена проверка качества товара и в случае возникновения спора о причинах возникновения недостатка назначена экспертиза.

 

Если предъявлено требование об устранении недостатка

Согласно статье 20 закона РФ «О защите прав потребителей», срок устранения недостатков определяется в письменной форме и не может превышать 45 дней.

В случае нарушения указанных сроков (по любому требованию) продавец должен будет уплатить потребителю неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки (ст. 23 закона РФ «О защите прав потребителей»).

Любое свое требование лучше изложить письменно в двух экземплярах: один экземпляр вручить продавцу (изготовителю), на втором (который остается у потребителя) должна быть печать (штамп) продавца (изготовителя). Если претензию отказываются принять, ее можно отправить заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. В этом случае сроки удовлетворения требований будут течь с момента получения претензии продавцом (изготовителем).

 

 

В случае возникновения вопросов в данной сфере или конфликтной ситуации с исполнителем, вы всегда можете обратиться за консультацией к специалистам консультационного центра по защите прав потребителей по адресу: г. Липецк, ул. Октябрьская, д. 80А, 2 этаж, так же можно получить консультацию во всех МФЦ Липецкой области с использованием видеосвязи (через сеть Интернет), или на личном приеме в МФЦ по адресу: г. Липецк, пл. Победы, д. 6а и по адресу: г. Елец, ул. Коммунаров, д. 127д (прием четверг с 9-00 до 12-00).

В консультационном центре по защите прав потребителей по адресу: г. Липецк, ул. Октябрьская, д. 80А можно сделать независимую экспертизу ювелирных изделий.