16+

Версия сайта для слабовидящих

Внимание грипп, коронавирусная инфекция
Проведем аттестацию рабочих мест!
Победа! 75 лет!
Профилактика гриппа и короновирусной инфекции
Клещей бояться - в лес не ходить? Защитись от клещей! Исследования опасных и природно-очаговых заболеваний.
Поможем внедрить HACCP на производстве!
Номер Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8 (800) 555-49-43
О проведении семинаров для индивидуальных предпринимателей по вопросам защиты прав потребителей
Школа иммунопрофилактики
Наш журнал - Санитарно-эпидемиологический вестник (СЭВ)
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Управление Роспотребнадзора по Липецкой области
ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора

Информация для населения

1 сентября 2021

Что такое прокрастинация или как стать продуктивние.

Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда осознанно и без видимых причин откладывали важные дела на потом, что в итоге приводило к определенным неблагоприятным последствиям. В современной психологии все чаще встречается термин «прокрастинация» и даже приравнивается к «болезни XXI века».

Прокрастинация – это психологическое явление, проявляющееся в постоянном откладывании важных дел, которое приводит к жизненным проблемам и негативным психологическим эффектам, например, к стрессу, чувству вины, потере производительности, заниженной самооценке.

Когда подобное явление приобретает нежелательное постоянство, мы привычно называем это ленью. Однако, прокрастинация и лень – понятия разной природы. Если первопричиной лени можно назвать отсутствие или недостаток мотивации ввиду стремления человеческой психики к экономии энергии организма, то прокрастинация всегда имеет внутренний конфликт и проявляется в осознанном добровольном откладывании намеченных дел, невзирая на вероятные негативные последствия от этого. В случае прокрастинации человек не работает и не отдыхает.

Термин «прокрастинация» появился в Оксфордском словаре еще в 1548 году. Существует множество теорий, пытающихся объяснить данное явление, при этом единой теории, объясняющей причины синдрома откладывания дел, до сих пор нет. Среди вероятных причин выделяют:

  1. Страх провала и страх успеха. Эта причина откладывания дел связана с неуверенностью в том, что дело удастся выполнить должным образом и результат будет принят и одобрен окружающими, или напротив, из-за подсознательного страха успеха человек боится выделиться из массы, показать себя лучше, чем другие.
  2. Перфекционизм, проявляющийся в попытке достичь совершенного результата, игнорируя ограничения во времени и ресурсах. При этом часто перфекционизм тесно сопряжён со страхом провала или несовершенства.
  3. Непокорность – человек не выполняет задачу потому, что он подсознательно не согласен с ней. Часто возникает, когда задача кажется бесполезной.
  4. Усталость – своеобразный вариант бунта организма, который сигнализирует о том, что у него не хватает ресурсов для выполнения задач.

Еще один взгляд на причины прокрастинации связан с научно-техническим прогрессом и термином «паралич решения». У современного человека так много выбора, что на обдумывание возможных вариантов он тратит слишком много времени и сил.

Как же бороться с прокрастинацией и стать продуктивнее? В зависимости от причин откладывания дел на потом и масштабов последствий, существуют разные методы противостояния этому психологическому состоянию:

  1. Обратное планирование – это один из методов создания распорядка дел, в котором нужно делать упор на позитив, указывая в ежедневнике приятные и интересные для вас дела и занятия, например, встреча с друзьями, горячая ванна, крепкий сон и т.д. Таким образом, обратное планирование помогает сконцентрироваться на позитивных перспективах и проще находить время для обязательных, но не самых приятных задач.
  2. Простые цели. Человек может откладывать важные дела потому, что стоящая перед ним задача кажется слишком сложной и объемной. Но задача становится обозримее и легче, если попробовать разбить ее на простые и достижимые микро-цели.
  3. Устранить отвлекающие факторы. Если человек имеет склонность отвлекаться на раздражающие факторы, важно перед началом работы их устранить, например, отключить звуки мессенджеров, закрыть окна, перекусить или просто сменить окружающую обстановку.
  4. Правило 15 минут. Когда к выполнению обязательной работы необходимо немедленно приступить, используйте правило 15 минут. Договоритесь с собой, что продуктивно посвятите это время обязательной работе, а после позволите себе несколько минут отдыха. Ограничение времени всегда положительно сказывается на продуктивности, потому что человек начинает быстрее вникать в работу, лучше концентрироваться на ней, когда времени остается немного.
  5. Расстановка приоритетов. Чтобы справиться с одной из главных причин прокрастинации – конфликтом мотиваций, важно стараться расставить приоритеты в планируемых задачах, с ними будет легче справиться, когда будет наглядный план того, что в данный момент важнее, а что нет.
  6. Научитесь все записывать. Это поможет ничего не забыть и избавит от необходимости держать в голове большое количество мелких дел. Обычный ежедневник или список дел в телефоне помогут разгрузить рабочую память.
  7. Продумайте отдых заранее. Если вы заранее придумаете, чем бы хотели заняться в свободное время, это поможет лучше сконцентрироваться на текущих рабочих делах, ведь в голове уже будет предвкушение заслуженного отдыха.

Так же немаловажным фактором в повышении продуктивности является наличие энергии организма. В этом вам помогут простые правила здорового образа жизни: правильное питание, спорт, отказ от большого количества кофе и вредных привычек, достаточное количество воды, здоровый сон, регулярное снятие стресса – с помощью прогулок, чтения книг, хобби и др.

Будьте здоровы!