Что такое прокрастинация или как стать продуктивние.
Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда осознанно и без видимых причин откладывали важные дела на потом, что в итоге приводило к определенным неблагоприятным последствиям. В современной психологии все чаще встречается термин «прокрастинация» и даже приравнивается к «болезни XXI века».
Прокрастинация – это психологическое явление, проявляющееся в постоянном откладывании важных дел, которое приводит к жизненным проблемам и негативным психологическим эффектам, например, к стрессу, чувству вины, потере производительности, заниженной самооценке.
Когда подобное явление приобретает нежелательное постоянство, мы привычно называем это ленью. Однако, прокрастинация и лень – понятия разной природы. Если первопричиной лени можно назвать отсутствие или недостаток мотивации ввиду стремления человеческой психики к экономии энергии организма, то прокрастинация всегда имеет внутренний конфликт и проявляется в осознанном добровольном откладывании намеченных дел, невзирая на вероятные негативные последствия от этого. В случае прокрастинации человек не работает и не отдыхает.
Термин «прокрастинация» появился в Оксфордском словаре еще в 1548 году. Существует множество теорий, пытающихся объяснить данное явление, при этом единой теории, объясняющей причины синдрома откладывания дел, до сих пор нет. Среди вероятных причин выделяют:
- Страх провала и страх успеха. Эта причина откладывания дел связана с неуверенностью в том, что дело удастся выполнить должным образом и результат будет принят и одобрен окружающими, или напротив, из-за подсознательного страха успеха человек боится выделиться из массы, показать себя лучше, чем другие.
- Перфекционизм, проявляющийся в попытке достичь совершенного результата, игнорируя ограничения во времени и ресурсах. При этом часто перфекционизм тесно сопряжён со страхом провала или несовершенства.
- Непокорность – человек не выполняет задачу потому, что он подсознательно не согласен с ней. Часто возникает, когда задача кажется бесполезной.
- Усталость – своеобразный вариант бунта организма, который сигнализирует о том, что у него не хватает ресурсов для выполнения задач.
Еще один взгляд на причины прокрастинации связан с научно-техническим прогрессом и термином «паралич решения». У современного человека так много выбора, что на обдумывание возможных вариантов он тратит слишком много времени и сил.
Как же бороться с прокрастинацией и стать продуктивнее? В зависимости от причин откладывания дел на потом и масштабов последствий, существуют разные методы противостояния этому психологическому состоянию:
- Обратное планирование – это один из методов создания распорядка дел, в котором нужно делать упор на позитив, указывая в ежедневнике приятные и интересные для вас дела и занятия, например, встреча с друзьями, горячая ванна, крепкий сон и т.д. Таким образом, обратное планирование помогает сконцентрироваться на позитивных перспективах и проще находить время для обязательных, но не самых приятных задач.
- Простые цели. Человек может откладывать важные дела потому, что стоящая перед ним задача кажется слишком сложной и объемной. Но задача становится обозримее и легче, если попробовать разбить ее на простые и достижимые микро-цели.
- Устранить отвлекающие факторы. Если человек имеет склонность отвлекаться на раздражающие факторы, важно перед началом работы их устранить, например, отключить звуки мессенджеров, закрыть окна, перекусить или просто сменить окружающую обстановку.
- Правило 15 минут. Когда к выполнению обязательной работы необходимо немедленно приступить, используйте правило 15 минут. Договоритесь с собой, что продуктивно посвятите это время обязательной работе, а после позволите себе несколько минут отдыха. Ограничение времени всегда положительно сказывается на продуктивности, потому что человек начинает быстрее вникать в работу, лучше концентрироваться на ней, когда времени остается немного.
- Расстановка приоритетов. Чтобы справиться с одной из главных причин прокрастинации – конфликтом мотиваций, важно стараться расставить приоритеты в планируемых задачах, с ними будет легче справиться, когда будет наглядный план того, что в данный момент важнее, а что нет.
- Научитесь все записывать. Это поможет ничего не забыть и избавит от необходимости держать в голове большое количество мелких дел. Обычный ежедневник или список дел в телефоне помогут разгрузить рабочую память.
- Продумайте отдых заранее. Если вы заранее придумаете, чем бы хотели заняться в свободное время, это поможет лучше сконцентрироваться на текущих рабочих делах, ведь в голове уже будет предвкушение заслуженного отдыха.
Так же немаловажным фактором в повышении продуктивности является наличие энергии организма. В этом вам помогут простые правила здорового образа жизни: правильное питание, спорт, отказ от большого количества кофе и вредных привычек, достаточное количество воды, здоровый сон, регулярное снятие стресса – с помощью прогулок, чтения книг, хобби и др.
Будьте здоровы!