16+

Версия сайта для слабовидящих

Клещей бояться - в лес не ходить? Защитись от клещей! Исследования опасных и природно-очаговых заболеваний.
Оценка профессиональных рисков
Проведем аттестацию рабочих мест!
Профилактика гриппа и короновирусной инфекции
ЛИЧНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ КНИЖКИ
Дистанционное гигиеническое обучение
Поможем внедрить HACCP на производстве!
О проведении семинаров для индивидуальных предпринимателей по вопросам защиты прав потребителей
Номер Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8 (800) 555-49-43
Школа иммунопрофилактики
Наш журнал - Санитарно-эпидемиологический вестник (СЭВ)
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Управление Роспотребнадзора по Липецкой области




Информация для населения

29 июня 2018

Профессиональный стресс

Стресс (от англ. stress «нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения») — ряд общих приспособительных реакций организма на действие разнообразных негативных факторов–стрессоров (физических или психологических), нарушающих его равновесие, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. Существует три основных вида профессионального стресса:

  1. информационный стресс связан чаще всего с большим объемом информации, которую человек должен изучить и обработать за короткий промежуток времени. Примером такого стресса являются краткосрочные, «горящие» проекты, перенесение «дедлайна» по проекту на более ранний срок и т.п. Также информационный стресс может быть связан, наоборот, с недостатком информации по проекту, когда работник обязан принимать решение в стрессовой ситуации в условиях неопределенности. Чем больше ответственность, лежащая на сотруднике организации, тем больший стресс он будет испытывать от подобного рода ситуаций.
  2. эмоциональный стресс возникает вследствие реального или мнимого давления на работника со стороны других сотрудников организации, руководителя или подчиненных. Стресс вызван внутренними переживаниями человека по поводу своей несостоятельности как личности, появлением сомнений в своей значимости и необходимости выполняемой работы, а также в ситуациях гнева, обиды, разочарования и вины.
  3. коммуникативный стресс связан с трудностями в выстраивании взаимоотношений с другими сотрудниками, что чаще всего вызвано неумением высказывать свои мысли, неточностью и размытостью просьб и предложений. Данному стрессу в подавляющем большинстве подвержены люди коммуникативных профессий, таких как социальные работники, врачи, менеджеры и все те, кто в течение дня так или иначе работает с людьми. Одним из проявлений этого вида стресса является «синдромом эмоционального выгорания».

Также профессиональный стресс можно разделить на физиологический и психологический, в зависимости от природы действующих факторов. Если первый связан с условиями работы и рабочего места, то второй – с личностью самого человека и с его отношениями с коллегами.

Физиологические факторы рабочей среды:

  • Температура. Слишком низкая или высокая температуры приводят к ухудшению как физического, так и психологического состояния работника. Чаще актуально для рабочих заводов и фабрик, где изначально необходимы экстремальные температуры (к примеру, для плавления металла или заморозки продукции).
  • Шум. При воздействии громких звуков, работники начинают испытывать головокружение, головную боль, шум в ушах, которые могут сохраняться ещё некоторое время после прекращения воздействия. Под действием даже негромкого фонового шума теряется концентрация, размывается внимание.
  • Тряска, вибрация и иные движения опор, которые напрямую затрагивают вестибулярный аппарат.
  • Плохое освещение (как недостаточное, так и избыточное количество света на рабочем месте). Напряжение глаз приводит к быстрому утомлению, а в перспективе к падению остроты зрения.
  • Плохая вентиляция или ее отсутствие ведут к ухудшению самочувствия работников (слабость, рассеянность, покраснение глаз, головная боль, головокружение). Сюда же можно отнести обилие сигаретного дыма в помещении, что не только ухудшает самочувствие, но и может приводить к разногласиям между курящими и некурящими работниками.
  • Старое, обветшалое, морально устаревшее оборудование (в т.ч. офисная техника), которое заставляет сотрудников тратить много времени и сил на обслуживание. Снижается производительность труда, быстро развивается утомление и раздражение.
  • Необходимость проводить долгое время перед монитором компьютера, планшета, зачастую в неудобном положении, негативно сказывается на здоровье работников (падение зрения, головные боли, быстрое наступление усталости).

Вышеперечисленные факторы пагубно влияют на организм работника, а также снижают его мотивацию, работоспособность и, как и следовало ожидать, результативность его труда.

Эмоциональные критерии в основном связаны с недопониманием среди коллег, неправильной расстановкой ролей или же с глубинными переживаниями самого работника, которые могут быть крайне субъективными.

  1. Конфликт или неопределенность ролей. С такой проблемой чаще всего сталкиваются сотрудники, ответственные за управление персоналом, департаментами, организациями и за связь с ними. Для исполнителей это актуально при отсутствии конкретного списка должностных обязанностей, либо при их чрезвычайно расплывчатой формулировке. Могут возникать такие проблемы, как конфликт приоритетов, неспособность уладить разногласия между сотрудниками или отделами, неясность ролей, критериев эффективности и ответственности. Всё это приводит к снижению самооценки работника, раздражительности, нерешительности с его стороны, что негативно сказывается на принимаемых им решениях.
  2. Неблагоприятная обстановка в коллективе. Если сотрудники с опаской относятся к коллегам (деспотичный начальник, скандальный менеджер), ссорятся по мелочам и скрывают друг от друга информацию, это снижает уровень доверия, что ведет к падению мотивации работников (нежелание выходить на работу, где чувствуется постоянное напряжение), росту нервозности и неуверенности. Все это сказывается на работе компании в целом.
  3. Неправильная постановка целей и задач вышестоящим руководством (усугубляется отсутствием какой-либо системы оценки и контроля выполненной работы). В данном случае работник неверно выполняет свою работу из-за неясности предоставляемых ему требований, о чём сам может и не догадываться. Либо же сотрудник не имеет достаточных знаний и опыта, в результате чего не видит пути выполнения поставленного задания. Это ведет к непониманию между руководителем и его подчиненными, конфликтам, что в конечном итоге снижает мотивацию сотрудника, отдаляет его от целей, поставленных самой компанией.

Методы борьбы со стрессом (общие):

Стрессовые ситуации всегда сопровождают профессиональную деятельность. Какую-то часть из них можно и нужно избегать. В остальных случаях остаётся теми или иными способами уменьшать неблагоприятное воздействие. Вот несколько вариантов:

Интересное увлечение, хобби. Люди, занятые интересным для них делом, легче переносят стрессовые ситуации, и быстрее восстанавливаются. Хорошо снимают напряжение вязание, рисование, садоводство и т. д.

Выход эмоций. Часто человеку трудно быстро избавиться от негативных мыслей, из-за чего он раз за разом проигрывает их внутри. В таких случаях помогают психологические методы. Например, можно написать письмо, выплеснув в него все переживания, а затем разорвать и выбросить в урну.

Физическая нагрузка. Благотворно влияет не только на физическое, но и на эмоциональное состояние. Не столь важно, будет это занятие в спортивном зале или вечерняя пробежка в парке.

Правильный отдых. Работа «на износ» – верный путь к хроническому стрессу, а отдых – отличный способ борьбы с ним. В рабочее время каждый час необходимо делать пятиминутные перерывы: производственная гимнастика, короткая прогулка или просто отдых с закрытыми глазами. После рабочего дня стоит найти время для приятного досуга: сходить с друзьями в кафе, посмотреть хороший фильм, почитать интересную книгу и т. д.

Питание. Довольно часто причиной эмоционального напряжения становится неполноценное питание, недостаток некоторых веществ в организме. Например, дефицит витаминов группы B приводит к сбоям в работе нервной системы. Достаточное количество полноценного белка, крупы, фрукты и овощи станут вашими верными помощниками. При необходимости можно проконсультироваться с врачом на счёт приёма витаминно-минеральных комплексов.

Домашний питомец. Уход за любимцем переключает мысли и помогает отвлечься от работы.

Полноценный сон. Для отдыха и восстановления организму человека требуется не менее 7-8 часов ежедневного ночного сна. Крепкий сон – отличный способ борьбы со стрессом.

Профессиональные методы:

  • организация трудового процесса (чёткое распределение ролей в коллективе, приоритетов компании, целей и задач);
  • планирование и тайм-менеджмент (понимание сотрудником своих возможностей и грамотное использование рабочего времени – залог успешной работы);
  • самообразование и развитие (чем больше у человека профессиональных знаний по конкретной задаче и опыта работы, тем проще ему справиться с ней, тем меньше условий для возникновения стресса. Тревога часто сопутствует дефициту информации);
  • освобождение мыслей от рабочих моментов в нерабочее время («оставить работу на работе» и заняться повседневными делами и личной жизнью до следующего рабочего дня).